Дата поступления рукописи в редакцию: 10.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 04.12.2024
В России все острее встает проблема обеспечения рынка промышленности и региональных услуг квалифицированными кадрами. Это связано с тем, что молодые специалисты не могут эффективно выполнять свои должностные обязанности из-за теоретической составляющей полученных знаний и отсутствия практических навыков применения теоретических основ. В связи с этим современные СПО должны задуматься о способах подготовки компетентных, конкурентоспособных и практико-ориентированных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современной рыночной экономики. На это направлены и новые стандарты СПО, которые устанавливают соотношение дисциплин и практико-ориентирования программ: 40 % теоретической подготовки и 60 % практической. Таким образом, в процессе профессионального обучения, независимо от профиля специалистов, необходимо усилить практическую часть подготовки будущих профессионалов (практико-ориентированную). Решение данной проблемы в системе среднего профессионального образования может быть достигнуто за счет внедрения и применения новых форм обучения и методов подготовки.
Обострение конкуренции на рынке труда повышает требования работодателей к качеству профессиональной подготовки, профессиональной компетентности и мобильности специалистов, уровню сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, уровню подготовленности к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности.
Основой практико-ориентированного подхода к образованию является рациональное сочетание базового образования и специализированной прикладной подготовки. Переход к ознакомительному образованию требует реализации принципов индивидуально-ориентированного и практико-ориентированного обучения.
Это означает углубленное изучение различных дисциплин; обеспечение равного доступа различных категорий учащихся к реальному образованию с учетом их способностей, склонностей и интересов; совершенствование социальных навыков учащихся и обеспечение преемственности между профессиональным и общим образованием.