Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ) предоставляет три возможности для использования норм гражданского права.
Во-первых, это ст. 4 СК РФ, определяющая, что к семейным имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. И вовторых, ст. 5 СК РФ, определяющая применение к семейным отношениям по аналогии, помимо семейного законодательства, также и гражданского законодательства. Более того, Семейный кодекс говорит и о такой модели регулирования, как определение прав и обязанности членов семьи исходя из общих начал и принципов гражданского права (аналогия права). И такое широкое «заимствование» для целей регулирования родственных норм и принципов вовсе не удивительно, поскольку, как известно, семейное право вышло из лона права гражданского, и при этом многие семейные отношения весьма схожи с гражданскими, хотя, безусловно, не являются таковыми. При этом такое межотраслевое взаимодействие весьма эффективно, поскольку позволяет не перегружать СК РФ нормами, не оставляя отношения без необходимо регулирования в случае такой необходимости.
А что же трудовое право? Возможно ли что-то подобное во взаимодействии права трудового и права гражданского или пропасть между ними настолько сильна, что каждая отрасль вынуждена использовать только ей присущий инструментарий?
Согласно ч. 4 ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, в случае задержки выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
Суды, как правило, не применяют нормы гражданского законодательства к трудовым отношениям при рассмотрении трудовых споров, ссылаясь на ч. 3 ст. 2 ГК РФ. Согласно данной норме к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.