Хирургическое лечение опухолей передне-латеральных отделов основания черепа с экстракраниальным распространением представляет собой сложную и активно разрабатываемую проблему. Близкое расположение опухоли и внутренней сонной артерии экстра- и интракраниально накладывает ограничения на радикальность хирургического лечения. В то же время, сочетание субтотального удаления опухолей и современных методов адъювантной терапии позволяют достичь результатов, сопоставимых с радикальным удалением [1]. При этом, чем больший объем опухоли удален — тем лучше результаты комплексного лечения [2–4]. Хирургическое лечение рассматриваемой группы опухолей сопряжено с высоким риском послеоперационных осложнений, вероятность которых достигает 25 %, а послеоперационная летальность — 4 % [5].
Потеря анатомических ориентиров в процессе удаления опухолей может снижать радикальность и увеличивать риск осложнений хирургического лечения. Наиболее остро эта проблема проявляется при опухолях с экстра-интракраниальным распространением, когда граница между наружным и внутренним основанием черепа не может использоваться в качестве ориентира при удалении опухоли.
Снижение вероятности потери анатомических ориентиров при помощи навигации может способствовать увеличению объема удаленной опухоли, уменьшению риска повреждения критически важных структур и послеоперационных осложнений.
Достижения хирургии опухолей основания черепа позволили добиться хороших результатов лечения опухолей, распространяющихся в глазницу. Так были разработаны алгоритмы лечения гиперостотических краниоорбитальных менингиом [6]. В то же время, с успехом развивалась хирургия передних срединных опухолей основания черепа [7]. Во многом этому послужило развитие эндоназальной эндоскопической техники и совершенствование транскраниальных трансбазальных доступов [8].
В НМИЦ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко разработан единый хирургический подход для удаления опухолей основания черепа, распространяющихся одновременно в глазницу, крылонебную и подвисочную ямки, парафарингеальное пространство и околоносовые пазухи [9]. Орбитозигоматический доступ в комбинации с лобно-височной краниотомией позволил выполнять подход не только к структурам глазницы и крылонебной ямки, но и получить хороший обзор содержимого подвисочной ямки и парафарингеального пространства. Однако наличие обширного мышечного массива в подвисочной ямке, зачастую приводит к потере анатомических ориентиров в процессе удаления опухоли.