Актуальной тенденцией развития современного общества является высокая скорость накопления и обновления информации. Высокий темп развития техники и технологии, глобальный уровень конкуренции в любой области производства определяют стратегию развития всех производственных систем.
В связи с высокой скоростью устаревания технологий и индивидуализацией потребительского запроса специализированные (выделенные) производственные системы, или Dedicated Manufacturing Systems (DMSs), нацеленные на массовое производство узконаправленного продукта, становятся неконкурентоспособными, т.к. не обладают необходимой современному запросу гибкостью.
Концепция Flexible Manufacturing Systems (FMSs) также теряет свою актуальность, поскольку направлена на производство большой номенклатуры деталей продукта, что приводит к огромным затратам на проектирование и ввод производственных мощностей. Современные промышленные предприятия не могут позволить себе длительного периода проектирования и запуска. Кроме того, концепция FMSs нацелена на производство различных продуктов в одной системе, но не приспособлена к быстрому введению новых продуктов без дополнительных высоких затрат, что делает ее конкурентоспособность низкой в условиях постоянных колебаний спроса.
Наиболее современным типом организации производства является реконфигурируемая производственная система (Reconfigurable Manufacturing System – RMS), основной целью которой является быстро отвечать на рыночный запрос необходимыми мощностью и функциональностью. Производства, организованные в рамках концепции RMS, должны соответствовать основным шести характеристикам: настраиваемой, конвертируемости, масштабируемости, модульности, интегрируемости и диагностируемости [1, 2].
Модульность или модульный принцип организации широко употребляются в различных областях современной жизни. Под модулем понимается выделение относительно самостоятельных единиц из общей системы, это некая подсистема, состоящая из элементов, объединенных в общий блок.