По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.723

Применение методов послойного спекания для изготовления деталей машин авиационной промышленности

Яковлева А. П. канд. техн. наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1, Е-mail: yakovleva525@mail.ru
Истомин А. Б. Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1
Щеголева М. Д. студентка, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1, Е-mail: schegolevamd@student.bmstu.ru

В статье дан анализ методов послойного спекания, их преимуществ и недостатков, показаны возможностей их применения в авиационной промышленности. Сделан предварительный выбор альтернативного метода получения заготовок для деталей типа стакан для облегчения веса деталей машин авиационной промышленности. В качестве альтернативного метода получения заготовки предварительно можно выбрать метод прямого лазерного спекания металлов (DMLS). Окончательный выбор можно сделать после исследования конкретных параметров, расчета прочностных и массовых характеристик, в результате которого будет определена возможность внедрения данной аддитивной технологии в технологический процесс.

Литература:

1. Григорьянц, А. Г., Лутченко, А. В. Современные проблемы развития аддитивных технологий в машиностроении // Наукоемкие технологии в машиностроении. — 2022. — №8 (134). — С. 27–30.

2. Yakovleva, A., Isaenkova, M., Minushkin, R. The Effect of Combined Processing on Residual Stresses in the Surface Layer of Power Plant Parts. Materials, 2022, 15 (2), 420.

3. Fedorov, S., Albagachiev, A., Isaenkova, M., Yakovleva, A., Zaripov, V., Minushkin, R. Тhe effect of combined processing schedules on the value and nature of residual stresses in the surface layer of cylindrical friction pairs // В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. electronic edition. 2019. С. 012032.

4. Панченко, В. Я., Васильцов, В. В., Егоров, Э. Н., Ильичев, И. Н., Соловьев, А. В. Аддитивные технологии спекания металлических порошков для получения изделий авиационной и машиностроительной промышленности // Фотоника. — 2016. — №6 (60). — С. 36–47. — DOI 10.22184/1993–7296.2016.60.6.36.47.

5. Волосова, М. А., Окунькова, А. А. Пути оптимизации процесса селективного лазерного плавления при помощи выбора стратегии обработки лазерным лучом // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2012. — №14. — С. 587–591.

6. Зленко, М. А., Попович, А. А., Мутылина, И. Н. Аддитивные технологии в машиностроении. — СПб.: Издательство политехнического университета, 2013. — 222 с.

7. Тилинин, М. В. Аддитивные технологии в отечественном авиастроении: текущие позиции и направления развития // Молодой ученый. — 2019. — №47 (285). — С. 133–138.

8. Баксанова, Ю. А. Обзор методов аддитивного формирования изделий / Ю. А. Баксанова, П. В. Максимов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — №9 (51). — С. 47–59.

9. Привалов, А. С. Аддитивные технологии методом спекания и сплавления порошковых материалов /А. С. Привалов // Молодежь и XXI век — 2020: материалы Х Международной молодежной научной конференции (Курск, 19–20 февраля 2020 г.). — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. — Т. 4. — С. 207–213.

10. Панченко, В. Я., Александров, В. О., Васильцов, В. В., Галушкин, М. Г., Егоров, Э. Н. и др. Разработка оборудования и технологии селективного лазерного спекания (CЛС). — В кн.: Современные лазерно-информационные технологии / Под ред. В. Я. Панченко и Ф. В. Лебедева. — М.: Интерконтакт Наука, 2015. — 400 с.

В авиационной промышленности применяют множество механизмов, в том числе редукторы, конструкции которых зачастую громоздкие и имеют значительный вес. Для снижения веса устройств возможно использовать в процессе производства новые легкие материалы или вносить изменения в геометрию деталей. Однако далеко не все методы могут обеспечить сохранение прочностных характеристик производимых деталей и механизма в целом. По этой причине необходимо искать альтернативные способы получения заготовок для облегчения веса деталей без потери прочности. В качестве одного из вариантов могут выступать аддитивные технологии, а именно метод послойного спекания.

На сегодняшний день развитие аддитивных технологий, или Additive Manufacturing (АМ технологии), в машиностроении происходит невероятно динамично. Многие ведущие мировые эксперты относят их к числу стратегически важных и видят в них потенциал для внедрения и дальнейшего инновационного развития авиастроительной отрасли. Аддитивные технологии представляют собой широкий спектр методов, в основе которых лежит использование компьютерной модели (CAD-модели) для производства физических изделий путем последовательного наращивания слоев материала [1–4].

По способу формирования слоя разделяют два вида АМ технологий. Первый вид — Bed Deposition предполагает формирование слоя на некой платформе (Bed с англ. «кровать, постель») и его последующее спекание или сплавление в соответствии с текущим сечением заданной 3D-модели [5–7].

Данный вид технологий включает применение лазера для соединения порошкообразных материалов в единый трехмерный физический объект. Путем лазерного вычерчивания создаются контуры, определяемые цифровой моделью. После сканирования рабочая платформа опускается и добавляется новый слой материала, и этот процесс повторяется, пока не будет создана полная деталь. Описанный вид АМ-технологий иллюстрирует рис. 1.

К данному виду относят следующие аддитивные методы:

• селективное лазерное спекание (SLS — Selective Laser Sintering);

Для Цитирования:
Яковлева А. П., Истомин А. Б., Щеголева М. Д., Применение методов послойного спекания для изготовления деталей машин авиационной промышленности. Главный механик. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: