На сегодняшний день оценка бизнеса представляет собой один из механизмов эффективного управления собственностью в условиях рыночной экономики. В последние десятилетия в Российской Федерации с появлением рыночных отношений встает проблема ее эффективного использования и, в связи с этим, возникает потребность в услугах оценки. Актуальность оценки бизнеса заключается в том, что стоимость компании и ее изменение является своего рода индикатором развития бизнеса для третьих лиц: инвесторов — при принятии инвестиционных решений, кредиторов — при принятии решении о предоставлении кредита, для потенциального покупателя и продавца — при определении обоснованной цены сделки и т. д. Кроме того, оценку также разумно проводить в целях внутреннего анализа эффективности системы работы компании и выделения основных траекторий дальнейшего развития.
Оценка бизнеса представляет собой регламентированный процесс расчета стоимости компании на конкретную дату в соответствии с действующим законодательством, которое регулирует оценочную деятельность. В оценке бизнеса можно выделить три подхода: доходный, затратный и сравнительный, каждый из которых ориентирован на определение стоимости компании «под разным углом». Так, например, при затратном подходе берутся во внимание прошлые успехи фирмы и рассчитывается, насколько дорого воспроизвести их же, но в текущих экономических условиях в стране, используя аналогичные технологии. В результате доходного подхода стоимость компании основывается на ожидаемых денежных потоках от бизнеса, а сравнительный подход ориентирован на текущую ситуацию на рынке. Сравнительный подход подразумевает, что стоимость всех активов компании будет равна примерной цене продажи аналогичного предприятия на текущем сформированном рынке. Поскольку отечественные рынки находятся еще в процессе своего становления и далеки от состояния зарубежных, исследование особенностей реализации сравнительного подхода при оценке российских публичных компаний приобретает особую важность и актуальность.