По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658

Применение методов компаний-аналогов и регрессионного анализа для оценки стоимости бизнеса российских компаний

Артемова И.И. магистрант, РЭУ имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Хряпова А.П. магистрант, РЭУ имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Репникова В. М. д-р экон. наук, профессор, РЭУ имени Г. В. Плеханова, г. Москва, e-mail: v.repnikova@mail.ru

В статье рассмотрен один из методов сравнительного подхода к оценке бизнеса, а именно — метод компании-аналога. Приводятся точки зрения различных авторов относительно условий применения данного метода в современных российских условиях. В качестве альтернативы данному методу предлагается использование в целях оценки стоимости компании метода регрессионного анализа.

Литература:

1. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Дамодаран А., — 5-е изд., перераб. и доп. — М.:Альпина Паблишер, 2016. — 1340 с.

2. Жиркин К.Д. Особенности российского фондового рынка как фактор эффективности использования методов технического анализа // Актуальные вопросы экономических наук. — 2011. — №19. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/оsоbennоsti-rоssiyskоgоfоndоvоgо-rynka-kak-faktоr-effektivnоstiispоlzоvaniya-metоdоv-tehnicheskоgо-analiza (дата обращения: 30.01.2022).

3. Абрамишвили Н. Р. Особенности применения сравнительного подхода к оценке стоимости публичных компаний в России / Н. Р. Абрамишвили // Universum: экономика и юриспруденция. — 2016. — № 3 (24). — С. 4. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=25522074 (дата обращения: 28.01.2022).

4. Романенко О. А. Особенности сравнительного подхода к оценке приобретаемой компании // Статистика и экономика. — 2013. — № 5. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/оsоbennоstisravnitelnоgо-pоdhоda-k-оtsenke-priоbretaemоykоmpanii (дата обращения: 30.01.2022).

5. Демьяненко М.М. Методы и проблемы сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса / М.М. Демьяненко // Aspectus. — 2017. — № 1. — С. 77–81. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29366536 (дата обращения: 14.12.2021).

6. Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов / Е.В. Чиркова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 224с.

7. Аникина Ю. С. Применение сравнительного подхода при оценке бизнеса в России / Ю.С. Аникина // Cоllоquium-jоurnal. — 2018. — № 11–8 (22). — С. 6–8. [Электронный ресурс] — Режим доступа::https://www.elibrary.ru/item. asp?id=36460971 (дата обращения: 18.01.2022).

8. Оценка стоимости бизнеса / коллектив авторов, под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2020. — 320 с. — (Бакалавриат). — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bооk.ru/bооk/933947 (дата обращения: 26.12.2021).

9. Хасанов Р. Х. Расчет отраслевых коэффициентов как один из методов сравнительного подхода при оценке бизнеса / Р. Х. Хасанов, Е.К. Кузнецова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2020. — Т. 14. — № 2. — С. 164–

168. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43811425 (дата обращения: 27.12.2021).

10. Касьяненко Т. Г., Полоско А.С. Применение корреляционно-регрессионного анализа в оценке бизнеса сравнительным подходом // Российское предпринимательство. 2015. №20. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primeneniekоrrelyatsiоnnо-regressiоnnоgо-analiza-v-оtsenkebiznesa-sravnitelnym-pоdhоdоm (дата обращения: 18.12.2021).

11. Графов А., Шахватова С. Использование Методов Регрессионного Анализа При оценке бизнеса (3 декабря 2014 г.). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ssrn.cоm/ abstract=2542546 (дата обращения: 30.01.2022).

12. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд Проспект, 2008. — 576 с.

13. Оценка стоимости бизнеса / И.В. Павленко. — Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», 2016. — 37 с.

14. Официальный сайт Московской биржи. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// www.moex.com (дата обращения: 29.01.2022).

15. Сидоров Н.В., Лисицкая И.А. Оценка системы управления инвестиционной деятельностью банка и эффективность деятельности // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2019. — № 1. — С. 55–63.

16. Kulapov M., Odegov Y., Sidorova V., Sidorov N., Zotova E. Corporate culture of organization: typical and russian model // Montenegrin Journal of Economics. — 2019. — Т. 15. — № 1. — С. 215–226.

17. Репникова В.М., Василевский С.И. Выбор стратегии корпоративного развития //Экономический анализ: теория и практика. — 2004. — № 5 (20). — С. 10–15.

18. Конакова Л.В., Репникова В.М. Применение социально-этической концепции маркетинга в российских кредитных организациях //Академический вестник. — 2012. — № 2 (20). — С. 83–90.

19. Репникова В.М. Роль малого бизнеса в организации технологического прорыва экономики России. // Актуальные проблемы российского законодательства. — 2016. — № 13. — С. 127–131.

20. Nikonorova A.V., Stroev P.V., Morkovkin D.E., Bykova O. N., Isaichikova N. I., Kvak A. A., Skryabin O. O. Development of innovations monitoring system and its implementation in practice of commercial companies AD ALTA // Journal of Interdisciplinary Research. — 2019. — vol. 9. — № 2. — С. 233–236.

На сегодняшний день оценка бизнеса представляет собой один из механизмов эффективного управления собственностью в условиях рыночной экономики. В последние десятилетия в Российской Федерации с появлением рыночных отношений встает проблема ее эффективного использования и, в связи с этим, возникает потребность в услугах оценки. Актуальность оценки бизнеса заключается в том, что стоимость компании и ее изменение является своего рода индикатором развития бизнеса для третьих лиц: инвесторов — при принятии инвестиционных решений, кредиторов — при принятии решении о предоставлении кредита, для потенциального покупателя и продавца — при определении обоснованной цены сделки и т. д. Кроме того, оценку также разумно проводить в целях внутреннего анализа эффективности системы работы компании и выделения основных траекторий дальнейшего развития.

Оценка бизнеса представляет собой регламентированный процесс расчета стоимости компании на конкретную дату в соответствии с действующим законодательством, которое регулирует оценочную деятельность. В оценке бизнеса можно выделить три подхода: доходный, затратный и сравнительный, каждый из которых ориентирован на определение стоимости компании «под разным углом». Так, например, при затратном подходе берутся во внимание прошлые успехи фирмы и рассчитывается, насколько дорого воспроизвести их же, но в текущих экономических условиях в стране, используя аналогичные технологии. В результате доходного подхода стоимость компании основывается на ожидаемых денежных потоках от бизнеса, а сравнительный подход ориентирован на текущую ситуацию на рынке. Сравнительный подход подразумевает, что стоимость всех активов компании будет равна примерной цене продажи аналогичного предприятия на текущем сформированном рынке. Поскольку отечественные рынки находятся еще в процессе своего становления и далеки от состояния зарубежных, исследование особенностей реализации сравнительного подхода при оценке российских публичных компаний приобретает особую важность и актуальность.

Для Цитирования:
Артемова И.И., Хряпова А.П., Репникова В. М., Применение методов компаний-аналогов и регрессионного анализа для оценки стоимости бизнеса российских компаний. Директор по маркетингу и сбыту. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: