Трубопроводы, применяемые для перекачивания свежего пара с высокими параметрами, работают в условиях ползучести и температурно-механической усталости. Вследствие чего появляются изменения в структуре металла, из которого они изготовлены. Внешним проявлением наступающего процесса разрушения является, как правило, необратимое изменение диаметра паропроводов и коллекторов [1–3].
Условия обеспечения безопасности энергетических установок требуют ведения соответствующего технического надзора.
Ползучесть паропроводов в Польше и других странах контролируется чаще всего путём измерения диаметра в определенных зонах (реперных точках). Контроль производится с помощью микрометров на измерительных «бобышках», устанавливаемых на внешней поверхности труб, обычно в двух перпендикулярных друг другу направлениях. Эти неразрушающие исследования выполняются по специальным методикам [4].
Деформация ползучести является очень важным параметром, который определяет живучесть конструкции, особенно в области энергетики, где конструкции работают с высокой нагрузкой 15–25 МПа, а рабочая температура находится в интервале 500–700 oС. Для таких высоких рабочих температур измерение деформации ползучести существующими до сих пор методами является малоэффективным [5].
Предлагаемый нами способ измерения деформации ползучести проводится с помощью тензометрических датчиков, приспособленных к работе в условиях высоких температур и присоединённых к исследуемому элементу. Измерение деформации ползучести проводится на основе изменения активного сопротивления датчика под влиянием ползучести исследуемого элемента устройства. После определения деформации ползучести в соответствующем промежутке времени можно рассчитать скорость ползучести элемента во времени [6].
Измерение деформации ползучести с помощью тензометрических датчиков проведено на электростанции «Белосток» (Польша) на трубопроводе свежего пара, работающего под давлением 13 МПа и при температуре рабочей среды 530 oС. Трубопровод изготовлен из металла 13 ХМФ.