По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение метода электроискрового легирования при устранении дефектов деталей с/х техники

Иванов В. И. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., зав. лаб. электроискровых и термодиффузионных процессов, ФБГНУ ФНАЦ ВИМ, тел.: +7 (499) 174-83-42, е-mail: tehnoinvest-vip@mail.ru
Костюков А. Ю. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., зам. зав. лабораторией электроискровых и термодиффузионных процессов, ФБГНУ ФНАЦ ВИМ, тел.: +7 (495) 371-27-56, е-mail: 11-lab@mail.ru

Повышение ресурса деталей и экономное восстановление их работоспособности является одной из наиболее актуальных задач машиностроительного и ремонтного производств. Метод ЭИЛ позволяет технологично и экономно решать эти задачи. Благодаря своим высоким характеристикам метод ЭИЛ развивается в России и за рубежом. Эффективность использования его в ремонтном производстве показана технологическими приемами устранения типовых дефектов деталей машин. Сделано заключение о высокой универсальности и эффективности метода ЭИЛ при восстановлении изношенных деталей и устранении на их рабочих поверхностях локальных дефектов, а также даны рекомендации более широкого применения этого метода предприятиями АПК.

Литература:

1. Иванов В. И., Бурумкулов Ф. Х. Состояние и развитие электроискровых технологий и оборудования в России и за рубежом // Труды ГОСНИТИ. — М., 2012. — Т. 109. — Ч. 2. С. 127–139.

2. Chen Z., Zhou Y. Surface modifi cation of resistance welding electrode by electro-spark deposited composite coatings: Part I. Coating characterization // Surface & Coatings Technology. — 2006. — № 201. — Р. 1503–1510.

3. Chang-bin T., Dao-xin L., Zhan W., Yang G. Electro-spark alloying using graphite electrode on titanium alloy surface for biomedical applications // Applied Surface Science. — 2011. — № 257. — Р. 6364–6371.

4. Jasionowski R., Podrez-Radziszewska M., Depczyński W., Radek N. Odporność na korozje Kawitacyjną powłok elektroiskrowych // Inżynieria Materiałowa. — 2011. — № 4. — S. 450–453.

5. Петржик М. И., Кудряшов А. Е., Севостьянов М. А., Смиронов М. А. Изучение трибологических и механических свойств электроискровых покрытий, полученных с использованием спеченных и СВС-электродов на основе карбида титана, содержащих гидроксиапатит // Нанотехнология: наука и производство. — 2016. — № 4. — С. 61–77.

6. Николенко С. В., Верхотуров А. Д., Кузьмичев Е. Н. Влияние параметров электроискрового разряда на шероховатость и микроабразивный износ поверхности стали 45 после ЭИЛ электродами на основе TiC // Электронная обработка материалов. — 2016. — № 52 (4). — С. 30–37.

7. Кузнецов И. С., Коломейченко А. В., Павлов В. З. Процесс массопереноса аморфных сплавов при низковольтной электроискровой обработке // Электронная обработка материалов. — 2017. — № 53 (1). — С. 31–36.

8. Иванов В. И. Классификация объектов, методологические и технологические особенности электроискрового упрочнения и увеличения ресурса // Труды ГОСНИТИ. — М., 2010. — Т. 106. — С. 31–41.

9. Иванов В. И., Бурумкулов Ф. Х. Об электроискровом способе нанесения толстослойных покрытий повышенной сплошности // Электронная обработка материалов. — 2014. — Т. 50. — № 5. — С. 7–10.

10. Бурумкулов Ф. Х., Лезин П. П., Сенин П. В. и др. Электроискровые технологии восстановления и упрочнения деталей машин и инструментов (теория и практика) / Под. ред. Ф. Х. Бурумкулова. — Саранск: Крас. окт., 2003. — 504 с.

Решению задачи повышения ресурса и восстановления деталей машин и механизмов посвящены многие исследования отечественных и зарубежных специалистов крупных фирм-производителей и научно-исследовательских организаций разных отраслей. В этой статье на примере одной из областей применения приведены результаты исследований и практического использования одного из наиболее универсальных методов нанесения металлопокрытий — электроискрового, широко известного в России и за рубежом под названием «электроискровое легирование» (ЭИЛ) [1].

Проводимые в настоящее время работы посвящены дальнейшему изучению явлений на контакте «анод — катод» при ЭИЛ, улучшению свойств электроискровых покрытий оптимизацией параметров разрядных импульсов, исследованию силового воздействия электрода на деталь в процессе обработки, улучшению электродных материалов путем предварительной обработки их методом ЭИЛ, применению этого метода [2–7]. Системные исследования, направленные на создание экономичных технологий применения метода ЭИЛ для повышения ресурса деталей и восстановления их работоспособности ведутся в ФГБНУ ФНАЦ ВИМ (Москва).

Согласно разработанной классификации [8], все объекты, обрабатываемые методом ЭИЛ, объединены в 8 классов. В этой работе рассмотрены преимущественно объекты, контактирующие в процессе эксплуатации с металлами. Это поверхности скольжения пар трения различных механизмов и агрегатов, которые можно назвать малонагруженными, т. е. р < 0,2σs (класс 1-й), и поверхности неподвижных соединений (посадочные поверхности под подшипники качения и т. п.) валов, осей и корпусных деталей — средненагруженные, 0,2σs < р < 0,5σs (2-й класс).

Общими преобладающими факторами, инициирующими износ рабочих поверхностей объектов этих двух классов, являются силовое нагружение и наличие между контактирующими поверхностях твердых элементов. Кроме того, объектам 1-го класса характерно адгезионное взаимодействие материалов пары трения и наличие на поверхности контакта химически активных веществ, а объектам 2-го класса — циклические микроперемещения, способствующие фреттинг-коррозии. Эти факторы являются причиной появления на рабочих поверхностях деталей характерных дефектов: изменение размеров (уменьшение диаметра вала и увеличение диаметра отверстия); вырывы; задиры; царапины; до 85 % деталей имеют износ до 150 мкм на сторону.

Для Цитирования:
Иванов В. И., Костюков А. Ю., Применение метода электроискрового легирования при устранении дефектов деталей с/х техники. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: