По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Применение механизмов комплаенса к нормам российского Закона о закупках

А.С. Казаков аспирант ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: mr.hereticus@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-4424-8131
Н.А. Проданова доктор экон. наук, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГОБУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

В статье рассматриваются и анализируются возможности внедрения механизмов комплаенса в контроль закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрено законодательство о закупках, выявлены его проблемные зоны, в том числе сфера контроля, проанализирована эффективность контрольной функции системы закупок за последние три года. На основании чего был сделан вывод о том, что методика организации контрольной деятельности в органах государственной власти, контрольный и аналитический инструментарий оценки эффективности государственных расходов в сфере закупок, а также меры по внедрению комплаенс-контроля в систему государственных закупок на основе риск-ориентированного подхода должны быть направлены прежде всего на профилактику нарушений обязательных требований, а не на устранение их последствий. Кроме того, выявлены объективные возможности для внедрения элементов комплаенса в систему закупок, таких как требования к поставщикам и подрядчикам, более эффективные оценки системы контрактов, а также законодательные инновации, закрепляющие и расширяющие комплаенс-функцию в органах власти. Предложенные меры могут быть применены во всех регионах РФ с учетом их социально-экономических и культурно-исторических особенностей.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8307.

2. Гиголаев А.А., Шеленговский П.Г. Зарубежный опыт организации контрактных отношений в сфере государственных и муниципальных закупок // Международный журнал «Вестник науки». — 2019. — Т. 3, № 12. — С. 53–64.

3. Дрозд М.Г. Антимонопольный комплаенс: обзор зарубежной практики, ч. 1 // Российское конкурентное право и экономика. — 2021. — № 4 (28). — С. 60–67.

4. Ефанова В.С. Организация управления государственными закупками в Германии // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 1, № 11 (28). — С. 256–258.

5. Коновалова З.А., Мяханова А.Н., Дондокова М.Ю. Финансовый контроль при осуществлении закупочной деятельности по законодательству Китая и России: сравнительный анализ // Пробелы в российском законодательстве. — 2020. — Т. 13, № 6.

6. Косарев К.В. О некоторых теоретических проблемах совершенствования законодательства в сфере правового регулирования государственных закупок // Теория и практика социогуманитарных наук. — 2022. — № 2 (18). — С. 96–104.

7. Люпаев В.С. Проблемы правового регулирования уголовной ответственности за коррупционные преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4–200.6 УК РФ) // Юридическая наука. — 2021. — № 11. — С. 86–90.

8. Медведева Н.В. Антимонопольный комплаенс в системе развития конкуренции // Власть и управление на востоке России. — 2019. — № 1 (86). — С. 51–59.

9. Попов И.А. Проблемы инструментальных противоречий между отраслевым регулированием и механизмом реализации процедур государственных и муниципальных закупок // Финансовые рынки и банки. — 2021. — № 7. — С. 23–28.

10. Проданова Н.А., Лытова К.И. Особенности системы государственных закупок ФРГ // Аудит и финансовый анализ. — 2015. — № 4. — С. 373–376.

11. Смирнова И.В., Бизенкова А.А. Проблемы управления в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Научный журнал НИУ ИТМО. — 2023. — № 2. — С. 122–128.

12. Минфин РФ: мониторинг закупок [Электронный ресурс]. — URL: https://minfin. gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases?ysclid=lladba609n800561498.

1. Federal Law “On the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control” dated December 26, 2008 N 294-FZ [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8307.

2. Gigolaev A.A., Shelengovskiy P.G. Foreign experience in organizing contractual relations in the field of state and municipal procurement // International journal “Herald of Science”. 2019. V. 3. No. 12. Р. 53–64.

3. Drozd M.G. Antimonopoly compliance: a review of foreign practice, part 1 // Russian competition law and economics. 2021. No. 4 (28). Р. 60–67.

4. Efanova V.S. Organization of public procurement management in Germany // Modern scientific research and development. 2018. Vol. 1. No. 11 (28). Р. 256–258.

5. Konovalova Z.A., Myakhanova A.N., Dondokova M.Yu. Financial control in the implementation of procurement activities under the laws of China and Russia: a comparative analysis // Gaps in Russian legislation. 2020. V. 13. No. 6.

6. Kosarev K.V. On some theoretical problems of improving legislation in the field of legal regulation of public procurement // Theory and practice of socio-humanitarian sciences. 2022. No. 2 (18). Р. 96–104.

7. Lyupaev V.S. Problems of legal regulation of criminal liability for corruption crimes in the field of procurement of goods, works, services to meet state or municipal needs (Art. 200.4–200.6 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Legal Science. 2021. No.

11. Р. 86–90.

8. Medvedeva N.V. Antimonopoly compliance in the competition development system // Power and management in the east of Russia. 2019. No. 1 (86). Р. 51–59.

9. Popov I.A. Problems of instrumental contradictions between industry regulation and the mechanism for implementing state and municipal procurement procedures // Financial Markets and Banks. 2021. No. 7. Р. 23–28.

10. Prodanova N.A., Lytova K.I. Features of the public procurement system in Germany // Audit and financial analysis. 2015. No. 4. Р. 373–376.

11. Smirnova I.V., Bizenkova A.A. Problems of management in the field of procurement to ensure state and municipal needs // Scientific journal NRU ITMO. 2023. No. 2. Р. 122–128.

12. Ministry of Finance of the Russian Federation: procurement monitoring [Electronic resource]. — Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases?ysclid=lladba609n800561498.

Российская контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд является одной из наиболее подробно регламентируемых в мире. Более того, законодательство в данной сфере довольно активно развивается, адаптируясь в новых условиях, что обеспечивает эффективность и результативность заключения и реализации государственных и муниципальных контрактов. С другой стороны, вызовы, которым подверглась в последние два года Российская Федерация, заставляют пересмотреть практически все аспекты законодательства, включая законодательство о закупках. Так как возрастает роль закупок в качестве драйвера внутреннего рынка, необходимо, во-первых, обеспечить все большее включение в контрактную систему представителей малого и среднего предпринимательства и, во-вторых, обеспечить максимальную безопасность закупочной системы. Это подразумевает не столько повышение интенсивности государственного вмешательства, сколько поиск новых форм и механизмов сведения рисков возникновения нарушений к минимуму. Однако без внесения изменений в нормы и правила, регулирующие госзакупки, это вряд ли возможно.

Все указанные факторы обосновывают актуальность исследования вопросов совершенствования системы государственных закупок в Российской Федерации, в том числе сферы мониторинга и контроля. Одним из таких вопросов является внедрение в закупочную систему элементов комплаенса.

Комплаенс выступает как механизм анализа деятельности объекта контроля на соответствие установленным нормам, правилам и требованиям. Как отмечает Н. В. Медведева, его инструменты «выступают альтернативой росту регуляторных норм (меньше нарушений — меньше правил для их пресечения)» [8, c. 51]. Иначе говоря, позволяют снизить интенсивность контроля государства за субъектами частного предпринимательства, что в свете регуляторной гильотины является несомненным плюсом. Еще один аспект — комплаенс ориентирован не на устранение последствий выявленных нарушений, а на профилактику рисков, то есть реализует риск-ориентированный подход. В результате использование комплаенса для повышения качества контрактной системы видится правомерным и перспективным.

Для Цитирования:
А.С. Казаков, Н.А. Проданова, Применение механизмов комплаенса к нормам российского Закона о закупках. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: