Одной из самых распространенных в мире соматических патологий является сахарный диабет (СД). Известно, что заболеваемость СД увеличивается с возрастом преимущественно за счет 2 типа заболевания [1]. В связи с увеличением средней продолжительности жизни человека больных СД 2 типа становится всё больше, а также с учетом того, что большинство процедур эстетической медицины противопоказаны при СД, разработка методов эстетической коррекции инволютивных изменений у данной категории пациентов является задачей из разряда социально значимых. Однако в доступной литературе отсутствуют данные об особенностях механизмов формирования инволютивных изменений у пациентов с сахарным диабетом с учетом процессов перекисного окисления липидов и состояния гемодинамики на уровне микроциркуляторного, которые являются универсальными метаболическими нарушениями, обусловленными инсулиновой недостаточностью и определяющими течение и прогноз СД [2].
Известно, что метаболические нарушения при СД 2 типа обусловлены активацией неферментативного гликозилирования белков, процессов ПОЛ и уменьшением антиоксидантной активности (АОА), что приводит к формированию состояния оксидативного стресса и может провоцировать более раннее развитие процессов старения в коже [3]. С другой стороны, диабетическая ангиопатия в сочетании с изменением реологических свойств крови (уменьшение кислородтранспортной функции из-за гликозилирования гемоглобина) обуславливает формирование сочетанной гипоксии в тканях и в коже в частности, что также может влиять на инволютивные процессы [4]. Прием антидиабетических препаратов не всегда может нормализовать данные метаболические нарушения, что также следует учитывать при назначении методов эстетической медицины как в отношении эффективности, так и в отношении безопасности.
В последние годы особое внимание уделяется применению нетравматичных лазерных процедур, среди которых неодимовый лазер имеет ряд преимуществ: короткий период реабилитации, достаточно высокую эффективность, универсальность воздействия, обусловленную длиной волны 1064 нм, а также фракционные технологии, например холодный пилинг эрбиевым лазером [5–7]. Однако применение данных методов в реальной клинической практике ограничено у пациентов с СД 2 типа из-за повышенного риска осложнений [8]. Перспективным в плане подготовки кожи к лазерным воздействиям с целью повышения эффективности и безопасности эстетических процедур имеет низкоэнергетический полихроматический некогерентный свет. Поляризация (волны света колеблются в параллельных плоскостях, а линейная поляризация обеспечивается путем отражения) способствует оптимальному проникновению света в ткани, стимулируя иммунную систему, репаративные процессы. Полихроматичность обеспечивается тем, что волны света различной длины проникают в кожу на разную глубину, безопасно стимулируя клеточные процессы, улучшая микроциркуляцию и обеспечивая системную стимуляцию регенеративных и репаративных процессов. Некогерентный свет или не совпадающий по фазе стимулирует безопасный и эффективный репаративный процесс. Низкая энергия световой волны (плотность энергии составляет примерно 2,4 Дж/см2 в минуту, в то время как его удельная мощность составляет примерно 40 мВт/см2 ) обеспечивает высокую безопасность и в определенной степени физиологичность воздействия, так как эта плотность энергии обладает биостимулирующим действием и позволяет свету стимулировать различные биологические процессы в организме. Для возникновения биологического ответа энергия света должна быть поглощена хромофорами в тканях. Для всех биологических систем существуют уникальные спектры поглощения, определяющие, какие волны света из излучения должны быть поглощены для получения заданного терапевтического эффекта. Волновой диапазон 480–3400 нм, который включает видимый и инфракрасный свет, позволяет воздействовать практически на все клеточные структуры, проявляя широкий спектр действия [6, 9, 10].