Медицинская реабилитация детей с хроническим запором является одной из актуальных и социально значимых проблем в современной педиатрии вследствие высокой распространенности (регистрируется у 20–30% детского населения), возможности развития осложнений в виде энкопреза, трещин прямой кишки и парапроктита [1–4].
В комплексном лечении хронического запора у детей широко используются методы физиотерапии в виде монофактора. В настоящее время одним из перспективных направлений современной физиотерапии является разработка методов сочетанного применения физических факторов с целью повышения эффективности лечения [5].
Благоприятное влияние кондукционной криотерапии и чрескожной электронейростимуляции на мышечный тонус, локальное крово-, лимфообращение, трофику тканей, малая энергетическая нагрузка на детский организм обосновывают возможность сочетанного применения этих физических факторов при хроническом запоре с целью усиления их взаимодействия, возможности влияния на различные патогенетические звенья заболевания за счет особенностей специфического действия каждого из факторов [6–8].
Целью исследования было научное обоснование применения кондукционной криотерапии и ее сочетанного воздействия с чрескожной электронейростимуляцией при хроническом запоре у детей.
Проведено проспективное открытое рандомизированное клиническое исследование 120 детей с хроническим запором в возрасте от 3 до 15 лет (средний возраст 8 ± 2 лет), мальчиков было 55 (45,8%), девочек — 65 (54,2%).
Все пациенты были разделены на 4 группы, сопоставимые по возрасту, полу и клиническим проявлениям. Каждая из групп в зависимости от типа нарушения моторики толстой кишки была разделена на две подгруппы: пациенты с хроническим запором гипотонического типа (ГЗ) — 67 (55,8%) и спастического типа (СЗ) — 53 (44,2%) ребенка.
Все дети получали базисное лечение, включавшее послабляющую диету, пробиотики, желчегонные препараты, ферменты.
Основную группу составили 30 детей, получавших сочетанное воздействие двух физических факторов — ККТ и ЧЭНС (криоэлектронейростимуляция — КЭНС), из них 18 (60,0 %) детей с гипотоническим типом и 12 (40,0%) — со спастическим типом хронического запора.