Глобализация изменила способ создания и функционирования бизнеса. За последние десять лет дорожная карта предпринимательства претерпела значительные изменения благодаря феномену стартапов. Бизнес-план, основанный на ожиданиях или требованиях инвесторов, не гарантирует правильности прогнозируемых данных. Количество допущений в бизнес-плане велико и может быть вполне приемлемым для инвесторов, но степень его реалистичности не поддается точному измерению, и именно здесь кроется главная проблема.
На сегодняшний день существует множество методов планирования, шаблонов бизнес-планов, методик и практик, помогающих предпринимателям планировать свой бизнес. Почти все они подразумевают целостный подход к планированию с глубоким пониманием целевого рынка, управления операциями, маркетинга, производства, продаж, финансового планирования и многого другого.
Одним из способов достижения такого целостного подхода является использование гибких рамок планирования, которые подразумевают так называемое «корпоративное коллективное мышление». Такая методика позволяет вовлечь в развитие новой идеи или инициативы потенциал всех заинтересованных сторон компании. Коллективное мышление способно генерировать эффективные знания, которые могут быть преобразованы в реалистичный бизнес-план с помощью гибкого процесса планирования.
Дилемма, стоящая перед предпринимателями, заключается в следующем: либо планировать свой бизнес ориентируясь на инновации (инновационно-ориентированное планирование), либо заниматься бизнес-планированием, где основная цель — прибыль.
Разработан целый ряд шаблонов бизнес-планов с различными подходами к бизнес-планированию и схожими этапами. Эти шаблоны различаются порядком исполнения этапов и глубиной детализации требуемой документации. Среди наиболее часто используемых шаблонов для бизнес-планирования следует выделить модели Business Model Canvas, Lean Canvas, шаблон McKinsey, шаблон HSBC, а также шаблон IBM Watson Build Business Plan.