В настоящее время, практически на каждом металлургическом предприятии, известны случаи использования антифрикционных противоизносных препаратов для снижения трения металлургических и энергетических машин. Результаты такого использования можно разделить на три группы: удовлетворительные, без изменений, ухудшение состояния. И все же попытки повысить срок службы узлов трения продолжаются. При этом возникает вопрос: отдать предпочтение штатной смазке, рекомендованной заводом-изготовителем, перейти на дорогостоящую с включенным комплексом антифрикционных составов или попробовать улучшить ситуацию, применяя последние достижения секретных разработок в области трибологии на штатных смазках? Наши попытки разобраться в этом вопросе с 2000 г. показывают, что ситуация неоднозначна, на что указывают некоторые результаты размышлений, обобщения статей и исследований, приведенные в данной работе.
Любой механизм эффективно выполняет свои функции при обеспечении правильного режима смазывания — это стало понятным при эксплуатации первых паровых машин. Появление двигателей внутреннего сгорания повысило требования к обеспечению рационального режима смазывания и выбору смазочного материала. До 30‑х гг. XX в. для смазывания двигателей внутреннего сгорания использовались минеральные (нефтяные) масла без присадок. Создание дизельных двигателей с наддувом привело к пригоранию поршневых колец из‑за повышения температуры. Проблема была решена после разработки дизельного масла с моющими присадками. Одновременно возникла проблема повышения термоокислительной стабильности масел — для этого были разработаны антиокислительные присадки. Появилось направление исследований, связанное со стремлением улучшить свойства базовых масел и смазок за счет добавления присадок, влияя на физико-химические характеристики: вязкость, моющие свойства, температуру застывания, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные, противопенные и противозадирные свойства [1]. Современные жидкие масла представляют собой раствор многофункциональных присадок в базовом минеральном или синтетическом масле. Достигнутые результаты указывают на необходимость точной дозировки и выбора типа присадок в соответствии с фактическими свойствами используемой смазки и условиями работы.