По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 662.462

Применение геомодификаторов для снижения трения в металлургических машинах

Сидоров В. А., д-р техн. наук, профессор, Донецкий национальный технический университет, Донецк, 830001, ДНР, Донецк, ул. Артёма, д. 58, е-mail: sidorov_va@ukr.net
Гичун Н. В., Донецкий национальный технический университет, Донецк, 830001, ДНР, Донецк, ул. Артёма, д. 58

В работе проведен анализ использования антифрикционных противоизносных препаратов для снижения трения в металлургических и энергетических машинах, выделены наиболее характерные результаты использования геомодификаторов в качестве антифрикционных противоизносных препаратов. Установлено, что при положительном результате исчезает посторонний шум и снижаются пиковые и среднеквадратичные значения виброускорения в подшипниках электродвигателей; увеличивается срок службы бронзовых вкладышей станинных роликов прокатных клетей в 2,5…3 раза, при сохранении целостности опорных шеек; обеспечивается устранение заклинивания и улучшение состояния изношенных поверхностей со следами абразивного и осповидного износа; достигается увеличение ресурса бронзовых втулок вала пресса холодной резки металла; повышается компрессия на 15…20% двигателей внутреннего сгорания тепловоза; снижается токовая нагрузка до 30% двигателя привода сортоправильной машины; увеличивается срок службы бронзовых вкладышей шпинделей обжимных станов; останавливается на 3…6 месяцев износ бронзовых гаек механизмов выталкивания стрипперных кранов и направляющих ножниц горячей резки обжимных станов.

Литература:

1. Заславский, Ю.С. Механизм действия противоизносных присадок к маслам / Ю.С. Заславский, В.Н. Заславский. — Москва: Химия, 1978. — 224 с.

2. Гаркунов, Д.П. Триботехника / Д.Н. Гаркунов. — Москва: Машиностроение, 1985. — 424 с.

3. Хаин, И.И. Теория и практика фосфатирования металлов. — Ленинград: Химия, Ленинградское отделение, 1973. — 310 с.

4. Балабанов, В. И., Беклемышев, В. И., Махонин, И.И. Трение, износ, смазка и самоорганизация в машинах. Теория и практика эффективной эксплуатации и ремонта машин. Пособие для автомобилистов. — Москва: Изумруд, 2004. — 192 с.

5. Балабанов, В.И. Автослесарь во флаконе (обкатка, обработка, профилактика, очистка, тюнинг, восстановление). — Москва: АСТ, Астрель, Хранитель, 2006. — 125 с.

В настоящее время, практически на каждом металлургическом предприятии, известны случаи использования антифрикционных противоизносных препаратов для снижения трения металлургических и энергетических машин. Результаты такого использования можно разделить на три группы: удовлетворительные, без изменений, ухудшение состояния. И все же попытки повысить срок службы узлов трения продолжаются. При этом возникает вопрос: отдать предпочтение штатной смазке, рекомендованной заводом-изготовителем, перейти на дорогостоящую с включенным комплексом антифрикционных составов или попробовать улучшить ситуацию, применяя последние достижения секретных разработок в области трибологии на штатных смазках? Наши попытки разобраться в этом вопросе с 2000 г. показывают, что ситуация неоднозначна, на что указывают некоторые результаты размышлений, обобщения статей и исследований, приведенные в данной работе.

Любой механизм эффективно выполняет свои функции при обеспечении правильного режима смазывания — это стало понятным при эксплуатации первых паровых машин. Появление двигателей внутреннего сгорания повысило требования к обеспечению рационального режима смазывания и выбору смазочного материала. До 30‑х гг. XX в. для смазывания двигателей внутреннего сгорания использовались минеральные (нефтяные) масла без присадок. Создание дизельных двигателей с наддувом привело к пригоранию поршневых колец из‑за повышения температуры. Проблема была решена после разработки дизельного масла с моющими присадками. Одновременно возникла проблема повышения термоокислительной стабильности масел — для этого были разработаны антиокислительные присадки. Появилось направление исследований, связанное со стремлением улучшить свойства базовых масел и смазок за счет добавления присадок, влияя на физико-химические характеристики: вязкость, моющие свойства, температуру застывания, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные, противопенные и противозадирные свойства [1]. Современные жидкие масла представляют собой раствор многофункциональных присадок в базовом минеральном или синтетическом масле. Достигнутые результаты указывают на необходимость точной дозировки и выбора типа присадок в соответствии с фактическими свойствами используемой смазки и условиями работы.

Для Цитирования:
Сидоров, Гичун, Применение геомодификаторов для снижения трения в металлургических машинах. Главный механик. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: