Создание туристско-рекреационных кластеров в Воронежской области нацелено на обеспечение устойчивого и комплексного социально-экономического развития региона, а также на формирование благоприятной среды для развития всех видов туризма [1–3].
Геоинформационные системы предоставляют инструменты для анализа пространственных данных, что позволяет эффективно планировать и развивать туристические кластеры. В контексте Воронежской области ГИС могут использоваться для:
• идентификации туристических ресурсов. ГИС помогает обозначить достопримечательности, природные объекты, культурное наследие и другие туристические ресурсы, которые могут стать основой для развития кластера;
• определения оптимальной локации. Анализ пространственных данных позволяет определить наиболее подходящие местоположения для размещения туристических объектов и инфраструктуры кластера с учетом доступности, спроса и других факторов;
• прогнозирования потока туристов. ГИС позволяет моделировать и прогнозировать потоки туристов, что позволяет оптимизировать инвестиции в развитие туристической инфраструктуры и услуг;
• маркетинга и продвижения. Анализ пространственных данных позволяет определить целевые аудитории и разработать эффективные маркетинговые стратегии для привлечения туристов.
Создание туристических кластеров в Воронежской области при помощи ГИС может привести к ряду экономических выгод:
• увеличению туристического потока. Развитие кластеров привлечет больше туристов в регион, что способствует росту доходов от туризма, а также развитию сопутствующих отраслей, таких как рестораны, отели, магазины и т. д.;
• созданию новых рабочих мест. Развитие туристической индустрии в кластерах приведет к возникновению новых рабочих мест в сфере обслуживания, ремесленном производстве, а также в других отраслях, связанных с туризмом;
• стимулированию региона. Рост туристической индустрии способствует увеличению потребления местных товаров и услуг, что способствует развитию местной экономики и увеличению налоговых поступлений;