Как известно, основой успешного функционирования деятельности муниципальных образований являются денежные поступления в местные бюджеты и их эффективное использование. Для выполнения данных задач необходимо грамотное регулирование процесса учета и налогообложения недвижимости, формирующей в дальнейшем налоговые поступления в местные бюджеты. Налогообложение недвижимости, основанное на рыночной стоимости, успешно применяется во многих странах и формирует большую часть налоговых поступлений местных бюджетов [1]. Именно за счет налогообложения по рыночной стоимости удается добиться наиболее эффективного использования недвижимости. В настоящее время методики определения рыночной стоимости используют различные методы оценки, но практически всегда такую стоимость формирует единый объект недвижимости, включающий земельный участок и расположенные на нем улучшения.
Налогообложение недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, но формирование налоговой базы составляющих объект налогообложения элементов регулируется разными его главами [4]. Вопрос введения единого налога в России поднимался неоднократно, а проведенные налоговые эксперименты лишь свидетельствуют в пользу необходимости принятия данного решения на федеральном уровне. Тем не менее реализация таких положений требует тщательного анализа. Основным препятствием для введения такого налога являлась необходимость проведения кадастровой оценки всех земель и улучшений в качестве единого комплекса. Другим сдерживающим фактором выступало отсутствие единого реестра недвижимости. Однако имеющиеся на сегодняшний день современные технические возможности и административные ресурсы позволяют без труда решить данную проблему.
Таким образом, действующая в России система налоговых ставок на землю и имущество физических лиц нуждается в унификации в соответствии с современными экономическими условиями, поскольку право собственности на земельный участок стоит наравне с другими имущественными правами и было закреплено еще в 1993 г. в Конституции РФ [2].