По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 348. 147 DOI:10.33920/igt-01-2502-10

Применение деловых игр при преподавании товароведных дисциплин

М.А. Николаева д. т. н., профессор кафедры международной коммерции и логистики Президентской академии (РАНХиГС), профессор кафедры менеджмента Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)
Л.В. Карташева к. пед. н., зав. научно-методическим центром, ГБПОУ Образовательный комплекс «Юго-Запад» г. Москвы

Целью статьи является рассмотрение практики применения деловых игр при преподавании товароведных дисциплин. В статье рассмотрены теоретические и методические аспекты деловых игр как одного из методов инновационных педагогических технологий обучения. Указана необходимость и целесообразность применения их при изучении товароведения, установлены свойства личности, которые развиваются в процессе проведения деловых игр, приведена классификация деловых игр и дана краткая характеристика отдельных их видов, представлены этапы проведения интерактивных и соревновательных игр, приведены примеры осуществления отдельных этапов деловой игры по товароведению плодоовощных товаров.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — Москва: Высшая школа, 1991. — 204 с.

2. Гордеев К.С. и др. Понятие, сущность и преимущества учебных деловых игр / К.С. Гордеев, А.А. Жидков, К.А. Караганова и др. // Современные научные исследования и инновации. — 2019. — № 10 [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 05.11.2024).

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. — Москва: Академия, 2007. — 368 с.

4. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. — Владимирский Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. — 119 с.

5. Напалкова М.В. Деловая игра как метод активного обучения. / М.В. Напалкова // Интеграция образования. — 2012. — № 2. — С. 17–20.

6. Менеджмент качества образовательных процессов: учеб. Пособие /Под ред. Э.В. Минько, М.А. Николаевой. — М.: Норма: ИНФРА — М, 2018. — 400 с.

7. Мокринская Н.А. Деловая игра как метод активного обучения и развития профессиональной компетентности. / Н.А. Мокринская // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 4. — С. 197–200.

8. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии воспитания школьников: концепции, структура, методы: учебно-методическое пособие. — Челябинск: Издательство Татьяны Лурье, 2017. — 87 с.

9. Карташова Л.В. Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров / Учебное пособие. — Москва: Деловая литература, 2004. — 320 с.

10. Николаева М.А., Карташова Л.В., Лебедева Т.П. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебное пособие. — Практикум: 2-е изд., доп. и перераб.. — Москва: ИД «Инфра-М», 2022.

1. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod / A. A. Verbickij. — Moskva: Vysshaja shkola, 1991. — 204.

2. Gordeev K.S. i dr. Ponjatie, sushhnost’ i preimushhestva uchebnyh delovyh i dr. / K.S. Gordeev, A.A. Zhidkov, K.A. Karaganova i dr.// Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. — 2019. — № 10 [Jelektronnyj resurs]. — URL: https:// web.snauka.ru /issues/2019 /10 /90813 (data obrashhenija: 05.11.2024).

3. Polat E.S., Buharkina M.Ju. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: uchebnoe posobie. — Moskva: Akademija, 2007. — 368 s.

4. Pal’tov A.E. Innovacionnye obrazovatel’nye tehnologii: Uchebnoe posobie. — Vladimirskij Gos. un-t im. A.G. Stoletovyh. — Vladimir: Izd-vo VlGU, 2018. — 119 s.

5. Napalkova M.V. Delovaja igra kak metod aktivnogo obuchenija // Integracija obrazovanija. — 2012. — № 2. — S. 17–20.

6. Menedzhment kachestva obrazovatel’nyh processov: ucheb. posobie / Pod red. Je.V. Min’ko, M.A. Nikolaevoj. — M.: Norma: INFRA — M, 2018. — 400 s.

7. Mokrinskaja N.A. Delovaja igra kak metod aktivnogo obuchenija i razvitija professional’noj kompetentnosti. / N.A. Mokrinskaja // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental’nogo obrazovanija. — 2013. — № 4. — S. 197–200.

8. Zajcev V.S. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii vospitanija shkol’nikov: koncepcii, struktura, metody: uchebno-metodicheskoe posobie. — Cheljabinsk : Izdatel’stvo Tat’jany Lur’e, 2017. — 87 s.

9. Kartashova L.V. Sbornik situacionnyh zadach i delovyh igr po tovarovedeniju prodovol’stvennyh tovarov / Uchebnoe posobie. — Moskva: Delovaja literatura, 2004. — 320 s.

10. Nikolaeva M.A., Kartashova L.V., Lebedeva T.P. Standartizacija, metrologija i podtverzhdenie sootvetstvija: uchebnoe posobie— Praktikum: 2-e izd., dop. i pererab. — Moskva: ID Infra-M, 2022.

В условиях научно-технической революции постоянно возрастают темпы накопления научной и учебной информации, что приводит к перегрузкам студентов, возникновению пробелов в знаниях, затрудняющих использование теоретических знаний в практических ситуациях. На современном этапе необходима интенсификация учебного процесса. Ее целью является не просто овладение суммой знаний, а в первую очередь приобретение умений творчески осмысливать и применять полученные в процессе обучения теоретические знания на практике. Для этого необходимо научить студентов применять знания в условиях, моделирующих профессиональную деятельность специалистов.

Одной из групп активных методов, позволяющих интенсифицировать процесс обучения и воспитать творчески мыслящих специалистов, является проблемное обучение. Как уже указывалось ранее, проблемное обучение может быть реализовано в различных формах: проблемное изложение лекций, постановка проблемных заданий на семинарских практических и лабораторных занятиях, решение ситуационных задач, решение научных проблем в курсовых и выпускных квалификационных работах, деловые игры.

Деловые игры как одна из форм проблемного обучения относятся к игровым методам. Основываются они на теории игр, которая является разделом математики, изучающим формальные модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта.

Конфликт — это явление, в котором участвуют различные стороны, наделенные разными интересами и возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с этими интересами. Деловые игры позволяют студентам приобретать опыт профессиональной деятельности в течение относительно короткого времени.

Игры могут упрощать или усложнять действительность. Назначение деловых игр — обучение работе с людьми, при этом участники игры учатся считаться с мнением других людей и приходить к решениям, приемлемым для всей группы; наглядный показ необходимости управления действительностью отдельных специалистов для выработки оптимальных решений.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, Л.В. Карташева, Применение деловых игр при преподавании товароведных дисциплин. Товаровед продовольственных товаров. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: