По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Прикладная философия как практика духа

Моисеева Нелли Алексеевна доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет» Россия, 143907, Московская область, Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 50, e-mail: moiseeva.nel@yandex.ru

В статье показано, что в настоящее время идет активный процесс переосмысления миссии философии, — наряду с философским теоретизмом в отечественной литературе развивается направление, указывающее на эмпирические основания философии. Сближение философии с жизнью стало насущной задачей социальной практики, и она уже реализуется в разных направлениях. Во-первых, переход от функции «служанки науки» к исследованию проблем жизни, обыденного сознания, ценностей и др.; во-вторых, включение в проблематику философии практически-духовных форм освоения мира и утверждения практической значимости духовной деятельности.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 1998.

2. Бессонов Б.Н. Современное образование и философия // Вестник Московского городского педагогического университета. Научный журнал. Серия «Философские науки». — 2016. — № 2 (18).

3. Желтикова И.В. К постановке проблемы возможности философского осмысления современности // Мировоззрение кризисного социума (коллективная монография). — Орел: ООО «ПФ «Картуш», 2015.

4. Кант И. Логика. — М.: Наука, 1980.

5. Кононова Е.С. Антропологические вопросы в контексте мировоззрения кризисной эпохи // Мировоззрение кризисного социума (коллективная монография). — Орел: ООО «ПФ «Картуш», 2015.

6. Савкин Н.С. Возможности прикладной философии // Философия и общество. — 2015. — № 3–4.

7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. — М.: Наука, 1991.

8. Философия в публичном пространстве современной России. Сборник материалов. — М.: ЛУМ, 2015.

9. Франкл В. Воля к смыслу / Пер. с англ. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015.

Понимание философии как чисто теоретической формы сознания утвердилось несколько десятилетий назад. В конце ХХ века профессора философского факультета Московского государственного университета П.В. Алексеев и А.В. Панин с горечью писали: «Мы сталкиваемся прежде всего с широко распространенным мнением, будто философское знание сугубо теоретично. Философия якобы не имеет своей эмпирии, своего эмпирического уровня. Если и применяется в этом случае понятие эмпирического, то для указания чего-то, находящегося за пределами собственно философского знания» [1, c. 80].

Между тем в дореволюционной российской философии разделение философии на теоретическую и практическую было общепринято. Сегодня также признается, что философия делится на фундаментальную и прикладную. А поскольку философия черпает фундаментальные идеи из жизни народа, поэтому «практическое применение результатов прикладной философии может быть даже более оперативным, чем в технических отраслях и в прикладном естествознании» [8, c. 21]. Идею первенства практической философии отстаивал в свое время И. Кант. Он писал: «В конце концов все сводится к практическому, и в этой тенденции всего теоретического и всякой спекуляции в отношении их применения состоит практическая ценность нашего познания. Но эта ценность лишь тогда безусловна, когда безусловна цель, на которую направлено практическое применение знания. Единственная безусловная и последняя цель (конечная цель), к которой должно в конце концов относиться все практическое применение нашего познания, есть нравственность, которую мы называем поэтому просто, или абсолютно, практическим. И та часть философии, которая имеет предметом моральность, должна быть названа поэтому практической философией...» [4, c. 490]. Утверждая примат практической философии, И. Кант сводил ее к морали. Действительно, в истории под именем философа одновременно и главным образом имели в виду моралиста.

В связи с этим встает проблема анализа методологических установок, философских методов и подходов. В старой культурологической парадигме — парадигме рационализма было востребовано «цельное знание». В новых вызовах современности философия находится в трудном положении, поскольку роль духовно-теоретического освоения действительности в обществе снизилась. С переходом от классики к постклассике, в ситуации постинтеллектуализма в философии востребовано не столько рацио, сколько опора на интуицию и опыт; актуализуется потребность прикладного характера философии, то есть приложения ее теоретических положений к реальной практике человека. В этой ситуации закономерен вопрос: каким образом может быть использован многовековой интеллектуальный философский багаж в повседневной практической деятельности?

Для Цитирования:
Моисеева Нелли Алексеевна, Прикладная философия как практика духа. Ученый совет. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: