В последние 25 лет расширяется применение нетрадиционных триботехнических материалов для эффективного безразборного восстановления работоспособности изношенных узлов трения самой различной гражданской и военной техники, особенно в РФ, но также в Финляндии, Японии, Германии, Китае. Производство и апробация раз личных таких материалов известна и в других странах Европы, а также в Азии, Африке, Америке [1, 2, 4, 6–10].
Среди разнообразия таких материалов (более 100) привлекательны порошки минералов группы серпентина благодаря простоте приготовления, применения и эффективности. Их зарождение произошло в СанктПетербурге в 1980-х гг., обоснование применения — в институте Механобр [1, 2], в ИМАШ РАН [3], во многих других НИИ [4–7], а опыт использования — в НПИФ «Энион-Балтика», НПЦ «Руспромремонт» [5], ООО «СУПРОТЕК», в десятках других гражданских и военных организаций РФ, Японии, Финляндии, Китая, Франции, Германии, Египта, Греции и др. [8–10].
В Наноцентре ФНАЦ ВИМ (ФГБНУ «ГОСНИТИ») также проводились исследования серпентиновых «ремонтно-восстановительных составов» (РВС) или геомодификаторов трения (ГМТ) и проведено более 5000 трибоиспытаний 80 составов.
Одно из исследований в ГОСНИТИ имело целью создание стабильного по минералогии и трибосвойствам ремонтно-восстановительного состава из отходов производства горнорудных предприятий.
В качестве сырья использованы отходы флотации горнорудного комбината «Сарановский» Чусовского р-на Пермского края на западном склоне Урала. Первичное сырье — руда комбината состоит, по данным ГНЦ РФ АО «Гиредмет», на 95% из хромшпинелида — промышленного источника хрома и силиката, представленного серпентином, развитым по пироксену и редко по оливину. А отходы флотации на хромовые минералы (по данным того же института) состоят в основном из минерала лизардитового бастита по ортопироксену и аппооливинового лизардита (Mg3 [Si2 O5 ](OH)4 ). Но с незначительным содержанием хромшпинелида {(Mg, Fe)(Cr, Al, Fe, Ti)2 O4 } в отходах может быть немного хлоритов, кальцит и гранат.