По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3.02–049.3

Приготовление и сравнительные испытания триботехнического состава «Сарановский»

А. В. Дунаев Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (ФНАЦ ВИМ), E-mail: dunaev135@mail.ru
М. Н. Фильков Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (ФНАЦ ВИМ)

Описан опыт создания и испытания серпентиновых триботехнических составов для безразборного восстановления работоспособности изношенных агрегатов автотракторной техники. Исходными материалами являлись порошки минералов группы серпентина. Их подвергали механоактивации на планетарной шаровой мельнице AKTИВАТОР 2SL, исследовали на рентгеновском дифрактометре XRD 6000, на инвертированном металлографическом микроскопе OLUMPUS GX 51. Триботехнические испытания стальной пары палец-диск в масле с трибосоставами проводили в режиме ступенчатого нагружения на трибометре TRB-S-DE.

Литература:

1. Зуев В. В. Конституция, свойства минералов и строение Земли (энергетические аспекты). — СПб.: Наука, 2005. — 400 с.

2. Телух Д. М., Кузьмин В. П., Усачев В. В. Введение в проблему использования природных слоистых гидросиликатов в трибосопряжениях // Интернет-журнал «Трение, износ, смазка». — 2009. — № 3. — С. 13–17.

3. Дроздов Ю. Н. и др. Новая противоизносная и антифрикционная ресурсовосстанавливающая композиция присадок к смазочным материалам // Проблемы машиностроения и надежности машин. — М., 2004. — № 5. — С. 50–53.

4. Лавров Ю. Г. Повышение долговечности корабельных ДВС введением неорганических присадок природного происхождения: диссертация на соискание ученой степени к. т.н. — СПб.: ВМА, 1997. — 288 с.

5. Васильков Д. В., Пустовой И. Ф., Пустовой Н. И. Анализ поверхностного слоя, формируемого минеральными модификаторами поверхности трения. — М.: Труды ГОСНИТИ, 2011. — Т. 107, ч. 2. — С. 11–13.

6. Сокол С. А., Дунаев А. В. Формирование катализатором Evo®lution в зонах трения алмазоподобных углеродных пленок. Материалы международной конференции «Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохимии, материаловедении и мехатронике». — Новочеркасск, 2011. — С. 133–137.

7. Yuansheng J., Shenghua L. Superlubricity of in situ generated protective layer on worn metal surfaces in presence of Mg6Si4O10(OH)8 / Ed. by Ali Erdemir Argonne National Laboratory. — Argonne, USA and Jean-Michel Martin Ecole Centrale de Lyon, Lyon, France. Еlsevier B. V., 2007. — Р. 445–469.

8. ГНЦ РФ, ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова». Отчет о НИР № 13505 «Исследование влияния триботехнического состава «WL-aвиa» на изменение свойств основных деталей двигателей семейства М-14 на основании результатов стендовых испытаний». — М., 2008. — 35 с.

9. Любимов Д. Н., Долгополов К. Н. и др. Структура смазочных слоев, формируемых при трении в присутствии присадок минеральных модификаторов трения // Трение и износ. — 2009. — № 5 (30). — С. 516–521.

10. Дунаев А. В., Шарифуллин С. Н. Модернизация изношенной техники с применением трибопрепаратов. — Казань: Издание Казанского университета, 2013. — 272 с.

В последние 25 лет расширяется применение нетрадиционных триботехнических материалов для эффективного безразборного восстановления работоспособности изношенных узлов трения самой различной гражданской и военной техники, особенно в РФ, но также в Финляндии, Японии, Германии, Китае. Производство и апробация раз личных таких материалов известна и в других странах Европы, а также в Азии, Африке, Америке [1, 2, 4, 6–10].

Среди разнообразия таких материалов (более 100) привлекательны порошки минералов группы серпентина благодаря простоте приготовления, применения и эффективности. Их зарождение произошло в СанктПетербурге в 1980-х гг., обоснование применения — в институте Механобр [1, 2], в ИМАШ РАН [3], во многих других НИИ [4–7], а опыт использования — в НПИФ «Энион-Балтика», НПЦ «Руспромремонт» [5], ООО «СУПРОТЕК», в десятках других гражданских и военных организаций РФ, Японии, Финляндии, Китая, Франции, Германии, Египта, Греции и др. [8–10].

В Наноцентре ФНАЦ ВИМ (ФГБНУ «ГОСНИТИ») также проводились исследования серпентиновых «ремонтно-восстановительных составов» (РВС) или геомодификаторов трения (ГМТ) и проведено более 5000 трибоиспытаний 80 составов.

Одно из исследований в ГОСНИТИ имело целью создание стабильного по минералогии и трибосвойствам ремонтно-восстановительного состава из отходов производства горнорудных предприятий.

В качестве сырья использованы отходы флотации горнорудного комбината «Сарановский» Чусовского р-на Пермского края на западном склоне Урала. Первичное сырье — руда комбината состоит, по данным ГНЦ РФ АО «Гиредмет», на 95% из хромшпинелида — промышленного источника хрома и силиката, представленного серпентином, развитым по пироксену и редко по оливину. А отходы флотации на хромовые минералы (по данным того же института) состоят в основном из минерала лизардитового бастита по ортопироксену и аппооливинового лизардита (Mg3 [Si2 O5 ](OH)4 ). Но с незначительным содержанием хромшпинелида {(Mg, Fe)(Cr, Al, Fe, Ti)2 O4 } в отходах может быть немного хлоритов, кальцит и гранат.

Для Цитирования:
А. В. Дунаев, М. Н. Фильков, Приготовление и сравнительные испытания триботехнического состава «Сарановский». Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: