Приемка квартир в новостроящихся домах для собственников жилья является важным этапом [1], т.к. некачественно выполненные работы впоследствии могут повлечь за собой большие денежные затраты на устранение необнаруженных дефектов при процедуре передачи квартиры застройщиком [2].
Зачастую собственник квартиры, не имеющий опыта в строительстве, обращает внимание только на видимые глазом дефекты, связанные с качеством отделки помещения, и не проверяет скрытые [4]. Замечания застройщик обязан устранить на безвозмездной основе, однако в ряде случаев собственникам приходится прибегать и к судебным разбирательствам [3]. Для лиц, являющихся на момент строительства здания участниками долевого строительства [5], при вводе дома в эксплуатацию и оформления права собственности действуют те же правила.
Для оценки качества выполненных работ застройщиком у одной из крупных строительных организаций Пермского края была произведена систематизация замечаний по обращениям собственников за первый квартал 2017 г. На данный период на гарантии находились 20 объектов, среди которых 5 новостроек, 12 многоквартирных домов и 3 индивидуальных жилых дома. Указанные здания находились на гарантии, т.к. были в эксплуатации менее 5 лет. В течение трех месяцев (январь, февраль, март 2017 г.) от собственников квартир и индивидуальных жилых домов поступило 137 обращений (принято за 100%). Диаграмма с указанием процентных соотношений по замечаниям представлена на рис. 1. На данной диаграмме по горизонтали цифрами от 1 до 12 указаны все группы замечаний, где под цифрой 1 обозначена группа замечаний по остеклению (40.1% от общего количества полученных замечаний), 2 — по внутренней отделке (24.1%), 3 — по промерзанию стен (0.7%), 4 — по сантехнике (0.7%), 5 — по установке дверей (2.9%), 6 — по электрике (2.2%), 7 — по конструктивным решениям (13.1%), 8 — по системе отопления (10.2%), 9 — по системе водоснабжения (2.2%), 10 — по вентиляции (0.0%), 11 — по качеству строительно-монтажных работ (2.9%), 12 — по звукоизоляции (0.7%).