По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Причины вывода угодий из сельскохозяйственного производства

Полунин Г. А. д‑р экон. наук, руководитель, Центр исследования экономических проблем земельных отношений, ФГБНУ «Всероссийский научно‑исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва
Алакоз В. В. заведующий сектором, Центр исследования экономических проблем земельных отношений, ФГБНУ «Всероссийский научно‑исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва

Рассматриваются причины вывода сельскохозяйственных угодий из производства, устанавливается их приоритет по степени важности решения.

Литература:

1. Федеральный закон от 30.12.2018 № 309‑ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»».

2. Федеральный закон от 16.07.1998 № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

3. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Оглезнев А.К., Бондарев Б.Е. Определение ценности продуктивных сельскохозяйственных земель // АПК: экономика, управление. — 2016. — № 11. — С. 68–76.

4. Буров М.П. Экономические связи субъектов РФ и формирование новых административных образований межрегионального уровня // Экономическая наука современной России. — 2005. — № 3. — С. 167–173.

Основная экономическая цель товаропроизводителя, работающего на земельном участке сельскохозяйственных угодий, заключается в извлечении максимального дохода или прибыли от использования данного средства производства. Товаропроизводитель осознает, что постоянно или периодически изменяющиеся внутренние и внешние условия землепользования могут привести сельскохозяйственное производство к убытку. Поэтому каждый товаропроизводитель определяет для себя минимальный уровень отдачи земельного участка или единицы земельного участка (например, 1 га), ниже которого землю экономически не выгодно обрабатывать. Минимальный уровень отдачи принимается товаропроизводителем самостоятельно или доверяется иному лицу, исходя из экономических знаний и опыта, т. е. субъективно.

Минимальный уровень отдачи земельного участка можно установить на основе двух экономических теорий: классической (марксистской) и неоклассической. Согласно первой теории минимальный уровень отдачи земли определяется стоимостью производства, обеспечивающей простое воспроизводство товара. Неоклассическая теория называет такой уровень предельной отдачей. Фактическая отдача с единицы земельного участка определяется, исходя из экономического результата хозяйственной деятельности товаропроизводителя и размера субсидии, выделяемых последнему из федерального и регионального бюджетов в расчете на 1 га посевной площади.

В отчетном 2015 г. базовая ставка субсидий в расчете на 1 га посевной площади с учетом софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации составила 493,5 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 308,3 руб., в то время как в 2013 г. — 500 и 344 руб., в 2014 г. — 434 и 267 руб. соответственно. Данные значения свидетельствуют о приемлемом уровне несвязанной поддержки в области растениеводства для условий Южного федерального округа, но о недостаточном уровне поддержки в других регионах страны. Например, требуемый уровень поддержки в Калужской области для возделывания тритикале составляет около 800 руб./га, что выше среднего значения государственных субсидий в два раза.

Для Цитирования:
Полунин Г. А., Алакоз В. В., Причины вывода угодий из сельскохозяйственного производства. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: