По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5 DOI:10.33920/vne-04-2002-05

Причины неконкурентоспособности российской налоговой системы

Кашин Владимир Анатольевич д-р экон. наук, профессор, государственный советник налоговой службы II ранга, Московский налоговый институт РосНОУ 123308, г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, д. 2, стр. 1
Абрамов Михаил Давыдович канд. тех. наук, президент, ЭАЦ «Модернизация», почетный профессор Московского налогового института РосНОУ

В статье проводится сравнительный анализ современной налоговой системы в России и за рубежом, исследуется ее влияние на мировой экономический рост. Разработаны конкретные меры по совершенствованию российской налоговой системы, даны рекомендации по улучшению делового климата.

Государство может финансировать свои расходы только тремя путями: либо за счет поступлений от продажи принадлежащей ему собственности, либо занимая деньги, либо через налоги.

Но государственная собственность не беспредельна — и Аляску можно продать только один раз. А взятые взаем деньги потом надо возвращать, и с процентами.

Остаются налоги, которые только и являются нормальным доходом всякого разумно управляемого государства.

Налогами будем считать непосредственно налоги, а также сборы, страховые взносы, таможенные пошлины и акцизы, взимаемые государством (или частными организациями по поручению государства — например, система «Платон») с организаций и физических лиц принудительно и безвозмездно.

Согласно рейтингу Paying Taxes 2017, реальная налоговая нагрузка на бизнес в среднем по миру составляет 40,6 %. Показатель для России — 47,4 %. Среди всех регионов мира выше — только в Южной Америке. Расчеты основаны на законодательно установленных в каждой стране как налоговых, так и разного рода неналоговых обязательствах некой условной компании с персоналом 60 человек (для России это малое предприятие), полностью принадлежащей частным национальным собственникам1 .

Составители рейтинга обращают внимание на тот факт, что в России, по сравнению с другими регионами мира, в общей структуре требуемых национальным законодательством от бизнеса налоговых и неналоговых платежей особенно велика доля именно налогов на труд — 36,1 % при среднемировой в 16,2 %. По сравнению с другими регионами мира она выше в 1,5–2,5 раза. Как сказано выше, общая налоговая нагрузка на бизнес в России составляет 47,4 %. Точность этой оценки подкреплена авторитетом авторов вычислений. Тем не менее методика, которой пользовались авторы, может вызывать сомнения.

Приведем свой элементарный расчет, в котором все очевидно.

Сегодня в России с работников взимают подоходный налог (НДФЛ) 13 % от фонда оплаты труда (ФОТ), социальные взносы — 30 % ФОТ, включающего НДФЛ, взнос на страхование от несчастных случаев на производстве (НС) — от 0,2 до 8,5 (примем равным 1 %), а также налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20 % от суммы ФОТ и соц. и страх. взносов. Налоги за работника платит предприятие (налоговый агент).

Для Цитирования:
Кашин Владимир Анатольевич, Абрамов Михаил Давыдович, Причины неконкурентоспособности российской налоговой системы. Международная экономика. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: