Трудовой коллектив — это своеобразное небольшое сообщество, от слаженной работы которого во многом зависит успех всего предприятия. Люди, работая вместе, могут пересекаться исключительно в пределах своих трудовых обязанностей и никаких ссор не затевать. Однако люди не роботы, у них всегда есть свои чувства, переживания, мысли, и они не могут просто крутиться, как винтики в шестеренках [4].
Многие специалисты в области менеджмента рассматривают конфликт, как негативное противостояние сторон. Однако есть сторонники так называемой либеральной модели конфликтов, которые уверены, что конфликты повсеместны, неизбежны и естественны ввиду наличия разных групп интересов. Так, американский социолог Роберт Парк называл конфликт основным видом взаимодействия человека. А немецкий социолог Ральф Дарендорф считал, что конфликт содержит в себе творческое ядро и вызов.
Возникновение конфликтных ситуаций можно без тени сомнений назвать нормой для абсолютно любых коллективов, включая трудовые. Конфликты в принципе должны появляться в любых отношениях, потому что ни один человек не может идеально подходить другому человеку. Другое дело, что конфликты могут протекать в формате скандалов и ссор, а могут — в формате уважительного обсуждения и поиска компромиссов. Если же конфликтные ситуации не возникают в принципе, это значит, что кто-то давит, кто-то замалчивает, кто-то терпит и т. д. И это как минимум приводит к душевному дискомфорту, а как максимум — служит предпосылками к очень сильной ссоре в будущем, когда все замолчанные обиды будут припомнены [3].
Для понимания причин и нахождения способов их преодоления очень важен анализ конфликтов в трудовых коллективах. Необходимо выяснить конкретные причины, которые чаще всего приводят к столкновению интересов в коллективе. Это даст возможность выработать комплекс профилактических мер.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов:
- конфликт целей. Это ситуация, когда стороны по-разному видят цели деятельности и в связи с этим отстаивают различные интересы. Именно с такими конфликтами чаще всего приходится встречаться руководителю;