12 мая 2020 г. в столице была восстановлена работа компаний, занимающихся возведением многоквартирных объектов. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, возобновление работы застройщиков имеет минимальную опасность в условиях пандемии: если работники торговли и сферы услуг постоянно контактируют с потребителями, то строительные фирмы лишены такого счастья.
Открытие строек приведет, как отмечают эксперты, к ряду последствий, которые скажутся, в свою очередь, на стоимости объектов.
В апреле 2020 г. спрос на московском рынке недвижимости упал примерно на 70 %. Причина — введенный режим повышенной готовности с ограничением конституционных прав человека на свободное перемещение. В результате приобретение имущества стало возможным только в режиме онлайн. Большинство участников рынка оказалось не готово к таким масштабным изменениям в правилах работы.
Законно ли ограничение конституционных прав при введенном режиме повышенной готовности? Федеральные законы, регламентирующие порядок введения режимов ЧС и ЧП, особо указывают, что во время действия режима повышенной готовности невозможно ограничить права и законные интересы граждан: РПГ — это только подготовка всех сил и средств к возможным неблагоприятным ситуациям, граждан такая работа не касается прямо. Однако в 2020 г. правоприменительная практика была построена таким образом, что, например, обжалование штрафов за нарушение «самоизоляции» (ст. 20.6.1 КоАП РФ) заканчивалась неудачно: суды считали, что при распространении эпидемии власти имеют право накладывать на нарушителей санкции.
Результат понятен: как отмечает ЦИАН, в апреле на первичном рынке столицы было заключено не более 3,5 тыс. договоров долевого участия (−47 % к марту, сокращение в годовой динамике — 53 %).
Если посмотреть динамику спроса по сегментам рынка недвижимости, то можно заметить следующие тенденции: квартиры в стандарт-проектах в среднем интересовали только 35 % покупателей; 45 % обращались к недвижимости комфорт-класса. Средний спрос на первичку в стандарте и комфорте сократился почти на половину.