По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Преступления, совершенные сотрудниками органов местного самоуправления: практико-теоретический аспект

Игорь Михайлович Константинов кандидат юридических наук, г. Новосибирск

Муниципальные служащие всегда обязаны соблюдать беспристрастность, честность, открытость и добросовестность. Такова позиция российского и международного законодателя. Явное несоблюдение этих требований, помноженное на использование своего должностного положения, нередко приводит к возбуждению уголовных дел. Анализируя судебную практику, автор отмечает, что хотя случаев доведения таких материалов до судов минимально, однако в тех случаях, когда документы все-таки рассматриваются в ходе заседания, правоприменители обращают пристальное внимание на все обстоятельства совершенного деяния. Если оно является нетяжким, с минимальными негативными последствиями для общественных и государственных отношений, то вероятность назначения мягкого наказания или полного освобождения от уголовной ответственности становится максимальной. При этом если, например, обстоятельства дела свидетельствуют о негативных последствиях для большого количества граждан, что подтверждается как свидетельскими показаниями, так и материальными доказательствами, то соответственно вероятность вынесения приговора с реальным лишением свободы становится выше.

Предполагается, что сотрудники органов местного самоуправления (далее — ОМСУ) должны, осуществляя свои полномочия, действовать максимально честно, открыто и добросовестно. Соответственно, совершение действий или бездействие, влекущее за собой неблагоприятные последствия для бюджета ОМСУ, предполагают привлечение лица к административной или уголовной ответственности в зависимости от общественной опасности деяния, совершенного субъектом.

Преступные деяния, связанные с незаконным расходованием денежных средств муниципального, регионального или федерального уровней, квалифицируются правоохранителями (судя по судебной практике) чаще всего в контексте статьи 285 Уголовного кодекса РФ или иных сопряженных статей этой же главы УК РФ.

Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» предусматривает ответственность в следующих пропорциях:

— если зафиксировано использование должностным лицом своих служебных полномочий вне интересов службы из-за корыстной или иной личной заинтересованности при существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций, то в этом случае предусмотрен штраф в размере от 80 тыс. рублей или в размере зарплаты осужденного за период до 6 месяцев, либо лишение права занимать определенные должности до 5 лет, либо принудительные работы до 4 лет, либо арест от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 4 лет;

— если это деяние было совершено главой местного самоуправления, то штраф увеличивается кратно — от 100 до 300 тыс. или в размере зарплаты осужденного за период от года до двух лет, либо принудительные работы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности до 3 лет, либо лишение свободы до 7 лет с возможным лишением права занимать определенные должности;

— если указанные деяния повлекли неблагоприятные тяжкие последствия, то в этом случае предусмотрено наказание на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.

Статья 285.1 УК РФ предусматривает ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств:

Для Цитирования:
Игорь Михайлович Константинов, Преступления, совершенные сотрудниками органов местного самоуправления: практико-теоретический аспект. Глава местной администрации. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: