По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.12

Преподаватель высшей школы в условиях перехода общества к инновационной экономике: векторы изменений

Н.С. Черникова Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки

В статье представлены различные точки зрения ученых на роль преподавателя высшей школы в условиях перехода общества к инновационной экономике. Приведены возможные векторы изменений требований к преподавателю высшей школы в условиях динамики экономических процессов в обществе. Обоснована необходимость модернизации вузов с точки зрения законодательства об образовании и социально-экономических прогнозов. Выявлена роль преподавателей вузов в современной экономике, ориентированной на инновационные процессы. Проведен анализ ряда исследований российских ученых, посвященных изменениям, предъявляемым социально-экономическими процессами в обществе к профессионализму преподавателя высшей школы. Отдельно рассмотрена работа «Лиги Преподавателей Высшей Школы» в контексте инновационных изменений современной высшей школы. В результате приведены соответствия положений исследователей критериям, разработанным автором. Отмечено влияние инновационной экономики на перемены в высшей школе, выявлены новые задачи, которые ставит экономика перед преподавательским вузовским составом. Рассмотрены основные векторы изменений, по которым должна выстраиваться фигура современного вузовского преподавателя, исходя из потребностей российской экономики.

Литература:

1. Романкова Л.И. Преподаватель высшей школы как профессия. Экономика образования. 2001. № 6.

2. Кузьминов Я.И. Наши университеты. Высшее образование сегодня. 2007. № 10.

3. Лейбович О.Л. Преподаватель вуза: кризис идентичности. Высшее образование в России. 2007. № 2.

4. Геворкян Е.Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние. Высшее образование в России. 2006. № 9.

5. Ларионова М.А. Преподаватель вуза — субъект модернизации образования. Высшее образование в России. 2007. № 12.

6. Балакина А.П. Кадровое воспроизводство высшей школы как фактор развития экономики знаний. Право и образование. 2006. № 3.

7. Астахова Е.В. Университетский преподаватель в условиях перехода общества к инновационной экономике: векторы изменений. Вчернi записки ХГУ «НУА». 2010. № 3

8. Лаптева А.В., Дадашева В.А., Ефимов А.В., Румянцев М.В. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование — 2030. Красноярск: СФУ, 2012.

9. Урусова Л.Х., Шигалугова М.Х. Модернизация системы образования в России: плюсы и минусы. Образование и право. 2022. № 6.

10. Любимов Л.Л. Авторская концепция модернизации общего образования. Современная аналитика образования. 2020. № 2.

11. Традиции и инновации высшего образования в Российской Федерации: стратегическая роль преподавателя, ред. Е.В. Ляпунцова, Ю.М. Белозерова, И.И. Дроздова. М.: КНОРУС, 2022.

12. Августа Е.Н., Ананьев В.Н., Айнштейн В.Г. и др. Межрегиональное взаимодействие в развитии института академического наставничества в системе высшего и дополнительного профессионального образования. М.: Образование.Пресс, 2023.

13. Сергеева Н.М. Тенденции и изменения кадрового потенциала высшей школы страны. Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1.

14. Бердникова Э.Р., Матурова Э.З., Яшкова Н.В. Организационно-мотивационные аспекты повышения квалификации преподавателей высшей технической школы. Актуальные проблемы современного транспорта. 2021. № 1.

15. Горшкова В.В. Проблематизация состояния профессионально-педагогической деятельности преподавателя современной высшей школы. Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: II Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2024 г.) Чебоксары: Среда, 2024.

16. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования. Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8–9.

17. Маркова Е.В., Денисова Т.В., Аль Дарабсе А.М.Ф. Инновации образования и образовательные инновации в условиях современного вуза. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 25 апреля 2019 г.) Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2019.

18. Баянова А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3.

19. Громова Т.В. Готовность преподавателей высшей школы к цифровой трансформации образования. Вестник педагогических наук. 2024. № 3.

20. Малькова М.А. Интегративные уровневые характеристики профессиональноличностного развития преподавателя высшей школы. Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4.

21. Бруев С.В., Емельянова И.Е., Рябова Е.В. Особенности педагогической культуры преподавателя высшей школы в современных социокультурных условиях. Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3.

22. Широкова О.Е. Профессиональное развитие преподавателя высшей школы. Профессиональное само определение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Всерос. (национальная) науч.практ. конф. с Междунар. уч. (Красноярск — Челябинск — Омск — Нижний Новгород — Санкт-Петербург — Москва, 7–23 ноября 2023 г.) Красноярск: КрасГАУ, 2024.

23. Исаева Т.Е. Цифровой имидж преподавателя высшей школы: теоретическое обоснование целесообразности создания. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7.

24. Карамышева Е.Ю., Щанина Е.В. Проблемы формирования социально-профессиональной идентичности преподавателей высшей школы. Социальногуманитарные знания. 2024. № 5.

25. Фомичева Д.А. Самообразование как способ повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей высшей школы. Актуальные проблемы педагогики и психологии: VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 13 апреля 2023 г.) М.: МГИК, 2023.

Глобальный кризис экономических систем и поворот российской экономики на инновационный путь развития ставят перед высшей школой сложные задачи, связанные, прежде всего, с повышением качества образования выпускников вузов. Образование в условиях роста инновационного компонента экономики является единственной системой, которой может быть обеспечен рост интеллектуального капитала нашей страны. Высшим образованием создаются такие условия, при которых становится возможным производство инноваций — это достигается путем обновления концептуальной составляющей технологий и самих инновационных продуктов. Высшая школа выступает первичным звеном инноваций, которые возникают в ее стенах, а затем входят в практику исследований, проектов, внедрения инноваций в массовое производство — все это актуализирует выбранную для исследования тему.

Цель статьи — дать ретроспективный и перспективный анализ векторов изменений в фигуре преподавателя вузов, обусловленных общественными процессами перехода к инновационному типу экономики, сформулировать основные критерии подобных изменений. Изучением изменений требований к преподавателю высшей школы в контексте динамики экономических процессов в стране занимаются исследователи уже довольно давно. Несмотря на то что необходимость модернизации высшей школы, изменения требований к преподавателям в условиях инновационной экономики теперь общепризнана, тема продолжает быть проблемной и только внешне простой. При этом очевидно, что именно преподавательский корпус остается ключевым игроком модернизируемого образования в условиях инноваций. Наиболее авторитетные исследования проводились Л.И. Романковой, ею были заложены методологические основы изучения преподавательского состава вузов. Так, она признавала значимым для развития преподавательского состава в условиях экономических инноваций организацию и развитие научного общения, выделяя несколько типов преподавателей, в том числе ориентированных на перемены [1].

Интерес представляют и исследования, проведенные учеными Высшей школы экономики (Москва), прежде всего, тут нужно назвать имена Я.И. Кузьминова [2], О.Л. Лейбович [3], Е.Н. Геворкяна [4], М.А. Ларионовой [5], А.П. Балакиной [6] и др. В этих исследованиях существенно усиливается глубина проработки указанной темы. Отдельно отметим исследование Е.В. Астаховой, где автором были систематизированы подходы к оценке роли преподавателя высшей школы в условиях инновационной экономики, сделаны выводы об итогах модернизации вузов и указаны возможные перспективы изменения требований к преподавательскому составу в новых условиях [7].

Для Цитирования:
Н.С. Черникова, Преподаватель высшей школы в условиях перехода общества к инновационной экономике: векторы изменений. Юрист ВУЗа. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: