Глобальный кризис экономических систем и поворот российской экономики на инновационный путь развития ставят перед высшей школой сложные задачи, связанные, прежде всего, с повышением качества образования выпускников вузов. Образование в условиях роста инновационного компонента экономики является единственной системой, которой может быть обеспечен рост интеллектуального капитала нашей страны. Высшим образованием создаются такие условия, при которых становится возможным производство инноваций — это достигается путем обновления концептуальной составляющей технологий и самих инновационных продуктов. Высшая школа выступает первичным звеном инноваций, которые возникают в ее стенах, а затем входят в практику исследований, проектов, внедрения инноваций в массовое производство — все это актуализирует выбранную для исследования тему.
Цель статьи — дать ретроспективный и перспективный анализ векторов изменений в фигуре преподавателя вузов, обусловленных общественными процессами перехода к инновационному типу экономики, сформулировать основные критерии подобных изменений. Изучением изменений требований к преподавателю высшей школы в контексте динамики экономических процессов в стране занимаются исследователи уже довольно давно. Несмотря на то что необходимость модернизации высшей школы, изменения требований к преподавателям в условиях инновационной экономики теперь общепризнана, тема продолжает быть проблемной и только внешне простой. При этом очевидно, что именно преподавательский корпус остается ключевым игроком модернизируемого образования в условиях инноваций. Наиболее авторитетные исследования проводились Л.И. Романковой, ею были заложены методологические основы изучения преподавательского состава вузов. Так, она признавала значимым для развития преподавательского состава в условиях экономических инноваций организацию и развитие научного общения, выделяя несколько типов преподавателей, в том числе ориентированных на перемены [1].
Интерес представляют и исследования, проведенные учеными Высшей школы экономики (Москва), прежде всего, тут нужно назвать имена Я.И. Кузьминова [2], О.Л. Лейбович [3], Е.Н. Геворкяна [4], М.А. Ларионовой [5], А.П. Балакиной [6] и др. В этих исследованиях существенно усиливается глубина проработки указанной темы. Отдельно отметим исследование Е.В. Астаховой, где автором были систематизированы подходы к оценке роли преподавателя высшей школы в условиях инновационной экономики, сделаны выводы об итогах модернизации вузов и указаны возможные перспективы изменения требований к преподавательскому составу в новых условиях [7].