По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Преподавание философии: концепция М.К. Мамардашвили

Меликов Ибрагим Мустафаевич доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии, религиоведения и теологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (РГСУ), E-mail: imelikov@rambler.ru

Автор показывает, что смысл преподавания философии состоит не в том, чтобы наполнить студентов определенной системой знаний и заставить их запомнить, а в том, чтобы дать им понимание знаний и умение вырабатывать знания, то есть дать методологию знания. Преподавание философии, которое сводится к тому, чтобы дать набор знаний, гасит любую пробуждающуюся искру в душе студента. В качестве образца педагога автор представляет М.К. Мамардашвили.

Литература:

1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990.

Мераб Константинович Мамардашвили — один из уникальных представителей советской эпохи. Его уникальность состоит в том, что, живя в советском обществе, будучи сформированным им, ему тем не менее удалось преодолеть идеологические и мировоззренческие установки своего времени, стать выше их и в определенной мере преодолеть время. Таких людей было мало в советское время, а еще меньше их было среди дипломированных философов.

Вся концепция преподавания философии М.К. Мамардашвили исходит из его исходных представлений о философии. «Философия, — утверждает он, — не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания — это внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия» [1, с. 14]. Философия есть стык рационального и иррационального. Она есть рационализация, то есть перевод в форму знания, в сферу мышления иррационального, внутреннего мира, мира переживания. Всякое положение философии есть не что иное, как оформление, формализация, облечение в форму знания бесформенного, иррационального содержания. «Философия — это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» [1, с. 15].

Но в процессе преподавания философии важно видеть в студенте не робота, которого нужно запрограммировать и в которого нужно заложить информацию, а прежде всего человека и потенциально творческую индивидуальность, на которую, собственно говоря, и нужно делать упор. Студент — вовсе не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь! «Есть какой-то путь к философии, который пролегает через собственные наши испытания, благодаря которым мы обретаем незаменимый уникальный опыт. И его нельзя понять с помощью дедукции из имеющихся слов, а можно только, повторяю, испытать или, если угодно, пройти какойто путь страдания. И тогда окажется, что испытанное нами имеет отношение к философии» [1, с. 17], — говорит Мамардашвили. Поэтому философия призвана раскрывать в студенте способности понимания, способности вживания и переживания.

Для Цитирования:
Меликов Ибрагим Мустафаевич, Преподавание философии: концепция М.К. Мамардашвили. Ученый совет. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: