Как известно, развитие экономики зависит от обеспеченности факторами производства и применяемых способов их сочетания. Однако ни одна производственная функция, будучи моделью, в силу ее упрощенного характера не может описать всех особенностей изменений, происходящих в последние десятилетия с каждым из основных факторов производства, включая природные ресурсы (земля в первых классических моделях). Глобализация и сопряженные с нею процессы интенсификации международных экономических отношений, формирование подлинного мирового хозяйства, в которое вовлечены уже все развитые и развивающиеся страны, обусловливают появление новой специфики у любого из факторов производства.
Разумеется, современные ученые неоднократно обращались к анализу основных черт глобализации либо к трансформации отдельных факторов производства. В качестве характерных примеров монографических описаний специфики нынешнего этапа глобализации считаем целесообразным привести коллективную работу под редакцией профессора А. С. Булатова «Перспективы экономической глобализации» [8] и уже третье издание авторского коллектива под руководством Т. А. Шаклеиной и А. А. Байкова «Мегатренды» [6]. Наиболее известной российской работой прогностического характера стал труд ИМЭМО РАН под редакцией академика А. А. Дынкина «Стратегический прогноз 2030» [10]. Есть немало монографий, посвященных отдельным факторам производства, особенно энергетической трансформации мировой экономики в части анализа ресурсного обеспечения глобального развития, например [9]. Тем не менее, по нашим сведениям, ни разу применительно к вопросу укрепления (или хотя бы сохранения) мирохозяйственных позиций России не рассматривались перспективы преодоления обостряющихся географических дисбалансов в обеспеченности углеводородным и металлургическим сырьем благодаря активизации прямых инвестиций ведущих российских ТНК за рубежом. Иначе говоря, могут ли российские ТНК наращивать, например, добычу сырья в перспективных регионах (в частности, в Африке, а не только в самой России) для удовлетворения растущего спроса в Китае и других динамично развивающихся экономиках, причем при необходимости обеспечивая нужную логистику (в том числе силами российских транспортных ТНК)? При этом перечень ведущих российских ТНК в основном как раз и состоит из нефтегазовых и металлургических компаний — 7 из 10 лидеров по величине зарубежных активов по итогам последнего предкризисного — 2019 г. (еще две компании транспортные) [5].