По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Преморбидные состояния студентов и проблема самооздоровления

Полиевский С. А. кафедра спортивной медицины, РГУФКСМиТ
Григорьева О. В. кафедра спортивной медицины, РГУФКСМиТ

Статья посвящена проблеме актуализации системы самооздоровления студентов при донозологических и преморбидных состояниях. Сложность проблемы заключается в отсутствии интегрального показателя контроля преморбидных состояний разной этиологии, для чего в статье предлагается использование индекса напряжения по Р. М. Баевскому при помощи прибора «Олимп». Дается описание типичных преморбидных состояний и их основные признаки. В качестве методологической основы системы самооздоровления предложено использование кодекса самооздоровления, основанного на современных научно обоснованных данных гигиены и валеологии.

Литература:

1. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. — 216 с.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром «выгорания»: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.

3. Глиненко В. М., Полиевский С. А., Лакшин А. М., Иванов А. А., Катаева В. А., Гвоздева Т. Ф., Кожевникова Н. Г. Самооздоровление и физическая реабилитация студентов при донозологических, преморбидных состояниях и срыве адаптации. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. — М.: МГМСУ, 2008. — 59 с.

4. Малашенкова И. К., Дидковский Н. А., Говорун В. М. и соавт. Роль вируса Эпштейна-Барра в развитии синдрома хронической усталости и иммунной дисфункции // International Journal on Immunorehabilitation/ Volume 2, Number 1: 102–111.

5. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. — 2001. — Т. 2. — № 1. — С. 23–26.

6. Перхуров A. M. Принципы построения функционально-диагностического исследования спортсменов, имеющего донозологическую направленность: Методическое пособие. — М.: МЕДПРАКТИКА-М, 2007. — 76 с.

7. Перхуров Д. М. Очерки донозологической функциональной диагностики в спорте / Под ред. Б. А. Поляева. — М.: РАСМИБРИ, 2006. — 152 с.

8. Подколзин А. А., Донцов В. И., Мороз И. Н., Дмитриев Н. Н. Диагностика и лечение синдрома хронической усталости / Методические рекомендации. — М.: ВУНМЦ, 1997. — 39 с.

9. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального «сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 36–42.

10. Фролов В. М., Пересадин Н. А., Кутько И. И. Синдром психоэмоционального «выгорания»: иммунные нарушения и рациональные подходы к иммунокоррекции // Проблеми еколопчної та медичної генетики i клінічної імунологиї. Зб. наукових праць. — Київ; Луганськ; Харків, 1993. — Вип. 1. — С. 216–232.

11. Юрьева Л. Н. Профессиональное «выгорание» у медицинских работников (формирование, профилактика, коррекция). — Киев: Сфера, 2004. — 272 с.

12. Choppa Р. С. et al. Multiplex PCR for the detection of Mycoplasma fermentans, M. hominis and M. penetrans in cell cultures and blood samples of patients with chronic fatigue syndrome // Mol. Cell. Probes. 1998. Oct; 12(5): 301–308.

13. Nicolson G. L. et al. Multiple co-infections (mycoplasma, chlamydia, human herpes virus-6) in blood of chronic fatigue syndrome patients: association with signs and symptoms // APMS. — 2003. — V. 11. — № 5. — P. 557–566.

14. Wallace H. L. Human herpesvirases in chronic fatigue syndrome // Clin. Diagn. Lab.Immunol. — 1999. — № 6 (2). — С. 216–223.

Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей — качество социальное.

Такой подход к оценке здоровья соответствует принятой сегодня классификации состояний организма, которая включает:

- состояния с достаточным функциональным (адаптационным) резервом;

- донозологические состояния, при которых неблагоприятные сдвиги в работе организма компенсируются за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;

- преморбидные состояния (ПС), которые характеризуются снижением функциональных резервов организма;

- состояния срыва адаптации, развития заболеваний (Казначеев, Баевский, Берсенева, 1980; Баевский, Берсенева, Максимов, 1996).

Нужно отличать исследуемые функциональные состояния организма, в чем может помочь следующая классификация.

Здоровье студентов требует внимания прежде всего со стороны самих студентов, так как:

- на сто обследованных студентов приходится до 95–96 и более заболеваний различной этиологии;

- из 10 студентов 9 имеют отклонения в состоянии здоровья;

- до 50 % находятся на диспансерном учете;

- не менее чем каждый пятый студент отнесен к подготовительной и специальной медицинской группе или освобожден по состоянию здоровья от физических нагрузок;

- уровень более 50 % студентов не соответствует среднему уровню физической подготовленности, гарантирующему стабильное здоровье.

Самооздоровление в студенческие годы нужно понимать как систему оздоровительных немедикаментозных мероприятий, способствующих укреплению здоровья и физической реабилитации, осуществляемых силами ослабленных студентов, предрасположенных к заболеваниям или подверженных им (при типичных заболеваниях студентов и преморбидных состояниях) (Глиненко В. М., Полиевский С. А., Лакшин А. М. и др., 2008).

Для Цитирования:
Полиевский С. А., Григорьева О. В., Преморбидные состояния студентов и проблема самооздоровления. Терапевт. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: