Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей — качество социальное.
Такой подход к оценке здоровья соответствует принятой сегодня классификации состояний организма, которая включает:
- состояния с достаточным функциональным (адаптационным) резервом;
- донозологические состояния, при которых неблагоприятные сдвиги в работе организма компенсируются за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
- преморбидные состояния (ПС), которые характеризуются снижением функциональных резервов организма;
- состояния срыва адаптации, развития заболеваний (Казначеев, Баевский, Берсенева, 1980; Баевский, Берсенева, Максимов, 1996).
Нужно отличать исследуемые функциональные состояния организма, в чем может помочь следующая классификация.
Здоровье студентов требует внимания прежде всего со стороны самих студентов, так как:
- на сто обследованных студентов приходится до 95–96 и более заболеваний различной этиологии;
- из 10 студентов 9 имеют отклонения в состоянии здоровья;
- до 50 % находятся на диспансерном учете;
- не менее чем каждый пятый студент отнесен к подготовительной и специальной медицинской группе или освобожден по состоянию здоровья от физических нагрузок;
- уровень более 50 % студентов не соответствует среднему уровню физической подготовленности, гарантирующему стабильное здоровье.
Самооздоровление в студенческие годы нужно понимать как систему оздоровительных немедикаментозных мероприятий, способствующих укреплению здоровья и физической реабилитации, осуществляемых силами ослабленных студентов, предрасположенных к заболеваниям или подверженных им (при типичных заболеваниях студентов и преморбидных состояниях) (Глиненко В. М., Полиевский С. А., Лакшин А. М. и др., 2008).