Статья поступила 02.10.2025 г. Статья одобрена к публикации 18.11.2025 г.
Понятие «человек» в данном случае является родовым понятием. Определим его сущность и природу, чтобы говорить о категориях «трансчеловек» и «постчеловек». Достаточно системно к определению человека подошел М. С. Каганом, который использовал онтологический подход. Так, он писал, что сущность человека определяется его местом в системе бытия, состоящей из трех форм: природной, социально, культурной: «бытие человека отличается от всех трех тем, что оно их синтезирует, делая человека био-социо-культурным существом» [3, c. 48–67]. По определению М.С. Кагана человек является в высшей степени сложной системой в своем личностном бытии [3]. А. Я. Флиер разделяя эту позицию, подчеркивает рациональное поведение человека, которое определяет свободу к дальнейшему совершенствованию вида: «эволюция не завершилась со становлением вида Homo Sapiens, а продолжилась в ходе уже человеческой истории» [11, c. 281].
Тем не менее, в современной науке существует сложность в различении таких понятий, как «сущность» и «природа» человека. На нее указывает И.В. Демин: «от правильного понимания зависит, о чем мы говорим: о деантропологизации (утраты человеческого рода) или дебиологизации (утраты биологического начала). И только тогда мы сможем ответить на вопрос: являются ли трансчеловек и постчеловек следующим этапом эволюции или человека здесь уже нет» [2].
В понятие природа человека входит его естественная натура и процессы организма, которые основываются на физиологии. Понятие «сущность человека» многогранно. Его нельзя свести к материальному истолкованию, так как оно предполагает выход за установленные границы биологической природы. М. С. Каган обозначает, что стремление свести человека к «биосоциальной двухмерности не дает возможности объяснить многие важные закономерности антропогенеза и культурогенеза» [4, c. 99]. Схожего мнения придерживается и М. Мамардашвили, указывая, что любая попытка закрепить за человеком некий статичный образ, ведет к его ограничению, в то время как сам человек несет печать незавершенности своего существа [7].