Очень символично, что нынешняя выставка в ГТГ открылась накануне юбилея событий, потрясших мир в 1917 году. Как известно, 1917-й четко разделил жизнь и творчество Зинаиды Серебряковой на два периода. Первый — очень счастливый и в личном, и профессиональном планах, яркий, красочный жизнерадостный, отражает становление и успешное начало творческого пути молодой представительницы известнейшей художественной династии БенуаЛансере, уже в 1910 году получившей высокое признание художественной общественности приобретением трех работ Попечительским советом в фонды Третьяковской галереи. И второй — гораздо менее знакомый отечественному зрителю, вобрал в себя первые послереволюционные годы в России, и бытовые тягости, разорение любимой усадьбы «Нескучное» в Курской губернии, потерю любимого мужа, и, наконец, вынужденный отъезд в 1924м на заработки в Париж. Советское правительство разрешило З. Серебряковой взять с собой во Францию только двух младших детей; старшие — 12-летняя Татьяна, учившаяся в хореографическом училище при Мариинском театре, и Евгений, навсегда остались в России. После 1924-го начались годы совсем другого творчества художницы — отнюдь не такого свободного, как прежде, — в основном на заказ, однако не менее интересного. Как сказал на открытии выставки внук художницы, президент Фонда Серебряковой, художник-монументалист Иван Валентинович Николаев, «несмотря на все сложные обстоятельства ее жизни, она сохранила свое собственное понимание прекрасного, высокие профессиональные и человеческие качества», никогда не примкнув ни к одному художественному течению ХХ века.
Выставка в Третьяковской галерее смогла по-новому, очень полно показать творчество Зинаиды Серебряковой, раскрыть все грани ее таланта во многом благодаря активному деятельному участию семьи.
Примерно 10 лет назад старшая дочь художницы, Екатерина, никогда не бывавшая в России и до конца своих дней не очень верившая в то, что СССР канул в Лету, успела перед смертью передать все хранившиеся у нее и ее брата Александра, умершего бездетным, работы и семейный архив парижскому фонду Зинаиды Серебряковой. Среди них — портреты и пейзажи, написанные во время путешествий в Марокко, по французской Ривьере, в Провансе, Бретани, а также в Швейцарии и Италии (всего Серебрякова посетила 9 европейских стран). Часть из них приехали на выставку в Москву.