По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 78.02; 78.03 DOI:10.33920/nik02-2406-03

Предвидения Николая Рославца

Северина Ирина Марковна кандидат искусствоведения, член Союза московских композиторов и Ассоциации современной музыки, Российская Федерация, г. Москва, Эл адрес: i.severina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4597-6061

Статья посвящена одному из самых ярких и передовых представителей Ассоциации современной музыки 1920-х годов — Николаю Рославцу. В августе этого года со дня его смерти исполняется 80 лет. В cтатье рассматриваются композиционные принципы его техники синтетаккордов с точки зрения предвосхищения магистральных направлений в музыке ХХ века, а также дается оценка его системы организации звука на широком историко-эволюционном фоне. Автор не ограничивается чисто техническим анализом, затрагивая и эстетические аспекты. В завершение статьи рассматривается поздний период творчества Рославца, где он поворачивает, казалось бы, назад, к романтизму, а по существу – вперед, в будущее. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе, в рамках дисциплин «Культурология», «Теория музыки», «История музыкальной культуры», «Основы музыкальной композиции».

Литература:

1. Авраамов А. Дружественное открытое письмо композитору Н. Рославцу // Музыка. — 1915. — №215. — С. 192.

2. Блок А. Я лучшей доли не искал: Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. — М.: Правда, 1988. — 560 с.

3. Гладышева А. Некоторые особенности гармонии Н.А. Рославца // Николай Рославец и его время: Материалы конференции. Сост. Р. Биркан. Вып.3 / БМУ. — Брянск, 1990. — С. 24-47.

4. Гончаренко С. Зеркальная симметрия в музыке / Новосибирская консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 1993. — 234 с.

5. Данилевич Л. А.Н. Скрябин. — М.: Музгиз, 1953. — 111 с.

6. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. — М.: Музыка, 1976. — 367 с.

7. Мясковский Н. Николай Рославец. I. Три сочинения для пения и фортепиано: 1) «Сумрак тихий» — ст. В. Брюсова, 2) «Ты не ушла», 3) «Ветр налетит» — ст. А. Блока. II. «Грустные пейзажи» (Поль Верлен) для пения и фортепиано: 1) «Осенняя песня», 2) «Закат» // Н. Я. Мясковский. Собрание материалов в двух томах. Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна. — Т. 2. — М.: Музыка, 1964. — С. 199–200.

8. Рославец Н. Дружественный ответ Арс. Авраамову // Музыка. — 1915. — №219. — С.256–257.

9. Рославец Н. «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга // К новым берегам. — 1923. — №3. — С. 28–33.

10. Рославец Н. Новая система организации звука и новые методы преподавания теории композиции (Москва, 17/I 1927, Музыкально-вокальные курсы им. Игоря Стравинского). ГАЛИР, ф.2659, оп.1, ед. хр. 72.

11. Рославец Н. О себе и своем творчестве // Современная музыка. — 1924. — №5. — С.132–138.

12. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. — М.: Музсектор, 1925. — 318 с.

13. Холопов Ю. Николай Рославец: волнующая страница русской музыки // Н. Рославец. Сочинения для фортепиано. — М.: Музыка, 1989. — С. 5–12.

14. Холопов Ю. О музыке Рославца // Н. Рославец. Сонаты для фортепиано, №№1,2. — М.: Музыка, 1990. — С. 3–7.

15. Холопов Ю. Скрябин и гармония ХХ века // Ученые записки ГММ им. А.Н. Скрябина. Сост. О. Томпакова. Вып.1. — М.: Композитор, 1993. — С. 25–38.

16. Холопов Ю. Техники композиции Николая Рославца и Николая Обухова в их отношении к развитию двенадцатитоновой музыки // Музыка ХХ века: Московский форум. Материалы международных научных конференций. Отв. ред. В. Ценова. Вып.25 / МДОЛГК им. П. И. Чайковского, Редакционно-издательский отдел. — М., 1999. — С. 75–93.

17. Ценова В. Денисов и Рославец: параллели // Свет. Добро. Вечность: Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Ред.-сост. В. Ценова / МДОЛГК им. П.И. Чайковского, Редакционно-издательский отдел. — М., 1999. — С. 322–337.

18. Шёнберг А. Моя эволюция // Зарубежная музыка ХХ века: Материалы и документы. Сост. И. Нестьев. — М.: Музыка, 1975. — С. 127–139.

19. Gojowy D. Die transmentale Sprache der Neuen Musik // Aleksandr Skrjabin und die Skrjabinisten (Musik-Konzepte 32/33). Herausgegeben von Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn. — München: Text + Kritik, 1983. — S. 127–144.

20. Perle G. Serial Composition and Atonality. An Introduction to the Music of Schoenberg, Berg and Webern. Fourth edition, revised. — Berkeley — Los Angeles — London: University of California Press, 1977. — 158 p.

1. Avraamov A. Friendly open letter to composer N. Roslavets // Music. — 1915. — No. 215. — P. 192.

2. Blok A. I wasn’t looking for a better life: The fate of Alexander Blok in letters, diaries, memoirs. — M.: Pravda, 1988. — 560 p.

3. Gladysheva A. Some features of harmony N.A. Roslavets // Nikolai Roslavets and his time: Conference materials. Comp. R. Birkan. Issue 3 / BMU. — Bryansk, 1990. — P. 24–47.

4. Goncharenko S. Mirror symmetry in music / Novosibirsk Conservatory. M.I. Glinka. Novosibirsk, 1993. — 234 p.

5. Danilevich L. A.N. Scriabin. — M.: Muzgiz, 1953. — 111 p.

6. Kohoutek Ts. Composition technique in the music of the twentieth century. — M.: Muzyka, 1976. — 367 p.

7. Myaskovsky N. Nikolai Roslavets. I. Three works for singing and piano: 1) “Quiet Twilight” — art. V. Bryusova, 2) “You didn’t leave”, 3) “The wind will blow” — art. A. Blok. II. “Sad Landscapes” (Paul Verlaine) for singing and piano: 1) “Autumn Song”, 2) “Sunset” // N. Ya. Myaskovsky. Collection of materials in two volumes. Ed., comp. and note S. Shlifshtein. — T. 2. — M.: Muzyka, 1964. — P. 199–200.

8. Roslavets N. Friendly response from Ars. Avraamov // Music. — 1915. — No. 219. — P. 256–257.

9. Roslavets N. “Pierrot Lunaire” by Arnold Schoenberg // To new shores. — 1923. — No. 3. — P. 28–33.

10. Roslavets N. New system of sound organization and new methods of teaching composition theory (Moscow, 17/I 1927, Musical and vocal courses named after Igor Stravinsky). GALIR, f.2659, op.1, unit. hr. 72.

11. Roslavets N. About myself and my work // Modern music. — 1924. — No. 5. — P. 132–138.

12. Sabaneev L. Memories of Scriabin. — M.: Muzsektor, 1925. — 318 p.

13. Kholopov Yu. Nikolai Roslavets: an exciting page of Russian music // N. Roslavets. Works for piano. — M.: Muzyka, 1989. — P. 5–12.

14. Kholopov Yu. About the music of Roslavets // N. Roslavets. Sonatas for piano, Nos. 1,2. — M.: Muzyka, 1990. — P. 3–7.

15. Kholopov Yu. Scriabin and the harmony of the twentieth century // Scientific notes of the State Historical Museum named after.A.N.Scriabin. Comp. O. Tompakova. Issue 1. — M.: Composer, 1993. — P. 25–38.

16. Kholopov Yu. Composition techniques of Nikolai Roslavets and Nikolai Obukhov in their relation to the development of twelve-tone music // Music of the 20th century: Moscow Forum. Materials of international scientific conferences. Rep. ed. V. Tsenova. Issue 25 / MDOLGK im. P.I. Tchaikovsky, Editorial and Publishing Department. — M., 1999. — P. 75–93.

17. Tsenova V. Denisov and Roslavets: parallels // Svet. Good. Eternity: In Memory of Edison Denisov. Articles. Memories. Materials. Ed.-comp. V. Tsenova / MDOLGK im. P.I. Tchaikovsky, Editorial and Publishing Department. — M., 1999. — P. 322–337.

18. Schoenberg A. My evolution // Foreign music of the twentieth century: Materials and documents. Comp. I. Nestyev. — M.: Muzyka, 1975. — pp. 127–139.

19. Gojowy D. Die transmentale Sprache der Neuen Musik // Aleksandr Skrjabin und die Skrjabinisten (Musik-Konzepte 32/33). Herausgegeben von Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn. — München: Text + Kritik, 1983. — S. 127–144.

20. Perle G. Serial Composition and Atonality. An Introduction to the Music of Schoenberg, Berg and Webern. Fourth edition, revised. — Berkeley — Los Angeles — London: University of California Press, 1977. — 158 p.

В 2023 году мы отмечали столетие Ассоциации современной музыки, объединившей прогрессивных композиторов своего времени, в числе которых — Николай Рославец. Прообраз этой организации с таким же названием существовал еще в 1919 году при Музыкальном отделе Наркомпроса. Нельзя сказать, что АСМ образца 1919 года была влиятельной, но ее задача, которая заключалась в стимулировании новых творческих исканий в области музыкального искусства, была подхвачена в 1923-м. Благодаря деятельности АСМ в Москве звучала симфоническая и камерная музыка таких зарубежных новаторов, как Альбан Берг, Эрнст Кшенек. АСМ выпускала музыкальные журналы «К новым берегам» (1923), «Музыкальная культура» (1924), «Современная музыка» (1924–29).

Николай Рославец — один из самых ярких и самобытных представителей Ассоциации современной музыки 1920-х гг. К сожалению, существует мнение, что его музыка вторична по отношению к Александру Скрябину. «Ложь, что мысли повторяются, — писал Александр Блок в начале ХХ века. — Каждая мысль нова, потому что ее окружает и оформливает новое" [2, 448]. В связи с этим показательно и высказывание самого композитора: «Я предвижу, конечно, неизбежность сравнения моих принципов и методов с принципами и методами Скрябина ("послепрометеевского" периода) и Шенберга; также почти уверен, что будут попытки выведения моих принципов из принципов этих двух новаторов… Все же, если уж необходимо говорить о сравнениях, то Скрябин (в музыкально-формальном, но ни в коем случае не в идеологическом отношении), конечно, гораздо ближе мне, нежели Шёнберг» [11, 134-135]. То есть, сам Рославец говорит о том, что Скрябин близок ему в чисто техническом, но никак не в мировоззренческом плане.

Модификация звуковой системы позднего Скрябина происходила у Рославца под воздействием нового типа мышления, во многом противоположного позднескрябинскому. Эта модификация выразилась в индивидуальной трактовке и развитии скрябинских принципов, и в результате — в существенных различиях в технике композиции, благодаря чему о системе Рославца можно говорить как о самостоятельном и ярком музыкальном явлении. Различия были очевидными еще для Николая Мясковского. Вот выдержка из его рецензии на ранние сочинения Рославца: «Его непрестанно шести-семи-восьмизвучные аккорды, со своеобразным их расположением, почти чуждающимся удвоений, весьма нередко близки к созвучиям последних произведений Скрябина, <…> но и все же чувствуется, что это не то, не из тех основ вытекает гармония Рославца, что позднескрябинская, <…> но что в основе ее лежит принцип, притом проводимый с настойчивой, железной логикой. Это несомненно, слишком уж органичны, цельны и своеобразны сочинения Рославца. <…> В лице Рославца мы, видимо, имеем величину крупную и самобытную, ибо <…> указанные сближения — именно не более как сближения» [7, 199-200].

Для Цитирования:
Северина Ирина Марковна, Предвидения Николая Рославца. Ученый совет. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: