Первым российским нормативным документом, связанным с анализом вероятности банкротства предприятий, являлось Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», в котором для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий была утверждена система критериев, базирующихся на оценках текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и способности к восстановлению (утрате) платежеспособности [1, с. 4].
На основании указанной системы критериев в отношении федеральных государственных предприятий и предприятий, в капитале которых доля РФ составляет более 25%, Федеральным управлением России по делам о несостоятельности (банкротстве) принимались решения [2]:
• о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной;
• о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
• о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (принят ГД РФ 27.09.2002) (ред. от 29.12.2012, с изм. от 30.12.2012) в ст. 3 «Признаки банкротства» устанавливает, что юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Причем в соответствии со ст. 4 и ст. 6 данного Закона дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. и размер денежных обязательств или обязательных платежей определен судом [3].
Для определения наличия признаков банкротства должника принимаются во внимание: