По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.45 DOI:10.33920/pro-4-2103-07

Предупреждение аварий при проведении геофизических исследований скважин на основе анализа риска

Дмитренко Е.В. Кубанский государственный технологический университет
Захарченко Ю.И. Кубанский государственный технологический университет
Шурай С.П. Кубанский государственный технологический университет

Проведение геофизических исследований скважин сопряжено с возможностью возникновения различных аварийных ситуаций. Наиболее вероятными являются прихват скважинных приборов и обрыв каротажного кабеля. Такие события могут инициировать развитие чрезвычайных ситуаций. Поэтому обеспечение безопасности при проведении геофизических исследований скважин является актуальной, практически важной задачей. Авторами выполнен анализ риска проведения работ по ГИС с использованием метода построения «дерева происшествий». Установлено, что основными причинами прихватов геофизического зонда являются быстрый спуск геофизического зонда и смещение обсадной колонны. Быстрый спуск геофизических зондов связан с неправильными действиями оператора и повреждениями геофизической лебедки. Обрыв геофизического зонда связан с механическим повреждением кабеля и некачественным присоединением зонда к кабелю. Авторами предлагается для снижения риска возникновения аварий комплекс конкретных рекомендаций по повышению слаженности работы персонала буровой и лаборатории ГИС, своевременного выявления дефектов каротажного кабеля и обеспечения быстрого извлечения скважинных приборов в случае аварии.

Литература:

1. Федеральные нормы и правила промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

2. ГОСТ 32358–2013 «Скважины нефтяные и газовые. Геофизические исследования и работы в скважинах. Общие требования».

3. РД 153–39.0‑072‑01 «Техническая инструкция по проведению геофизических исследований и работ приборами на кабеле в нефтяных и газовых скважинах».

4. Волокитин Я.Е. Опыт совместной работы Салым Петролеум Девелопмент с подрядными каротажными компаниями / Волокитин Я.Е., Хабаров А.В., Золотарев А.В., Groenland К. [Электронный ресурс] // Научно-технический вестник «Каротажник» Международной ассоциации научно-технического и делового сотрудничества по геофизическим исследованиям и работам в скважинах (АИС). Вып. 12 (189) http://karotazhnik.ru/ index. php?option=com_content&view =article&id=568&Itemid=85&lang=ru.

5. ГОСТ 26116–84 «Аппаратура геофизическая скважинная. Общие технические условия».

6. ГОСТ 12.2.034–78. Система стандартов безопасности труда. «Аппаратура скважинная геофизическая с источниками ионизирующих излучений. Общие требования радиационной безопасности».

7. ГОСТ Р 51978–2002 «Кабели грузонесущие геофизические бронированные. Общие технические условия».

Неотъемлемой частью буровых работ является проведение геофизических исследований скважин (ГИС). Эти работы служат для изучения геологических разрезов скважин, выявления и промышленной оценки полезных ископаемых, изучения технического состояния скважин и контроля процесса разработки нефтяных и газовых месторождений. Также с помощью геофизического оборудования в скважинах проводят сложные работы, связанные с испытанием и вскрытием продуктивного пласта, отбором грунтов и проб пластовых флюидов, ликвидацией аварий бурильного инструмента.

Для решения перечисленных выше задач используются различные геофизические методы, основанные на изучении электрических, магнитных, ядерных, упругих и других свойств горных пород. Комплекс ГИС определяется целевым назначением скважин, особенностями геологического разреза, условиями бурения и характером ожидаемой геологической информации.

Проведение геофизических исследований скважин сопряжено с рядом опасностей. Во-первых, это возможная потеря спускаемого оборудования или каротажного кабеля вследствие прихвата или обрыва каротажного кабеля. Во-вторых, это возможность газонефтеводопроявлений (ГНВП) в ходе проведения каротажных работ. В-третьих, это возможные аварии грузоподъемного, взрывного, электросилового и иного оборудования, применяемого для ведения работ. Реализация любой из указанных опасностей приводит к гибели и травмированию персонала, потере дорогого (а зачастую уникального) исследовательского и бурового оборудования, остановке буровых работ. В ряде случаев такие события могут инициировать развитие таких чрезвычайных ситуаций, как пожары и взрывы. Поэтому обеспечение безопасности при проведении геофизических исследований скважин является актуальной, практически важной задачей.

Одним из эффективных современных методов предупреждения аварий является анализ рисков, проводимый при помощи различных методик. Авторы данной статьи выполнили анализ риска проведения работ по ГИС с использованием метода построения «дерева происшествий». Для этого была изучена последовательность выполнения работ по ГИС и типовое применяемое оборудование.

В технологию проведения промыслово-геофизических исследований скважин входят: подготовительные работы на базе и буровой, спуск-подъем приборов и кабеля, регистрация диаграмм, их предварительная обработка и оформление перед передачей в бюро обработки и интерпретации.

Работы на буровой начинаются в том случае, если к приезду каротажной партии буровая подготовлена к работе в соответствии с Техническими условиями на подготовку скважин для проведения геофизических работ.

Рис. 1. Схема размещения лаборатории и подъемника и их внешнее соединение с буровой

Геофизические измерения в скважине проводятся согласно Требованиям технической инструкции по проведению геофизических исследований в скважинах [1]. На рис. 1 приведена схема размещения оборудования проведения ГИС на площадке буровой.

Опытом проведения каротажных работ установлено, что наиболее распространенными причинами аварий на скважине при проведении ГИС являются прихват сборки каротажных приборов или обрыв каротажного кабеля в скважине.

На рис. 2 приведены результаты анализа риска в виде «дерева происшествий». Как следует из проведенного анализа риска, причины аварий можно условно разделить на объективные, связанные с неисправностью технических систем, и субъективные, связанные с уровнем квалификации персонала и мотивацией его к безопасному труду.

Предупреж дение аварийных ситуаций в ходе проведения ГИС определяется полнотой выполнения персоналом регламента проведения работ, требований промышленной безопасности и охраны труда, исправностью применяемых машин, механизмов и инструментов, применением технических систем обеспечения безопасности.

Безопасность проведения ГИС в РФ регламентируется различными нормативно-правовыми актами [1–3]. Требования безопасности при эксплуатации применяемого ГИС-оборудования приведены в ряде государственных стандартов и отраслевых нормативов [5–7].

Авторы статьи предлагают ориентироваться на подход в обеспечении безопасности, используемый компанией «Салым Петролеум Девелопмент» при работе с подрядными организациями [4]. Такой подход включает в себя следующие составляющие:

• политика честности и открытости при работе с подрядными организациями;

• непредъявление обвинений при авариях и нештатных ситуациях во время проведения каротажа;

• совместный анализ работ с целью оптимизации процесса проведения каротажа;

• бонусная программа (включая премии для персонала ГИСлабораторий).

Учитывая тяжелые условия работы каротажных кабелей, предлагаем для своевременного выявления повреждений кабеля проводить его дополнительный осмотр и перемотку перед каждым выездом для проведения ГИС. Такие работы можно проводить на технических базах ГИС-лабораторий.

Рис. 2. Дерево происшествий

В связи с использованием большого модельного ряда скважинных приборов и необходимостью минимизации времени на их извлечение в случае прихвата, предлагаем заранее изготавливать унифицированные ловильные устройства на технических базах ГИСлабораторий.

Таким образом, на основании проведенного анализа рисков ГИС рекомендуется следующее:

• обеспечить слаженность работы персонала буровой и лаборатории ГИС путем эффективной организации;

• дополнительно проводить перемотку каротажного кабеля перед каждым выездом лаборатории на буровую, совмещая эту процедуру с визуальным и/или инструментальным контролем состояния кабеля;

• унифицировать (в пределах организации, проводящей ГИС) и заранее изготовить устройства для извлечения прихваченных каротажных приборов.

Язык статьи:
Действия с выбранными: