По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332(075.8) 08.00.12

Представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности: новые правила

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26 E-mail: 22969@mail.ru ORCID: 0000-0003-1144-6019 SPIN-код: 9300-2350

В статье рассмотрены новые правила представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Проанализированы новые стандарты, устанавливающие эти правила. Показано, что методология, как формировать и представлять отчетность, изложена в пяти соответствующих стандартах. Охарактеризован новый вид дополнительной информации — пояснения к отчетности. Проанализированы показатели, которые нужно раскрывать в пояснениях сверх требований инструкций. При составлении отчетности необходимо соблюдать принцип допущения, в статье раскрыты три его условия. Показано, что отчетность должна соответствовать критериям, которые утвердили стандарты. В статье раскрыты критерии по СГС «Представление отчетности» и дана их характеристика. Рассмотрено, какие активы и обязательства нужно отражать в балансе, приведены правила расчета чистых активов учреждения. Представлены примеры расчетов. В отчетности нужно описывать события после отчетной даты по правилам нового стандарта СГС «События после отчетной даты». В статье приведены примеры событий после отчетной даты, подтверждающие условия деятельности учреждения и указывающие на условия деятельности.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н (ред. от 10.06.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”» (зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 № 46517) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http:// www.consultant.ru.

2. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н (ред. от 13.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности”» (зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 № 46519) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

3. Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э. Особенности формирования системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях социальной сферы // Международный бухгалтерский учет. — 2020. — № 5.

4. Герасимова Л.Н. Современные пути снижения трансакционных издержек промышленных организаций // Инновационное развитие экономики. — 2014. — № 1 (18). — С. 103–105.

5. Герасимова Л.Н., Середюк Е.А. Учет хеджирования производственной деятельности // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 4. — С. 51–56.

6. Маслова Т.С. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. — 2019. — № 1.

7. Герасимова Л.Н., Чернышева Е.Р. Учетный механизм формирования резерва под предстоящие отпуска работников // Инновационное развитие экономики. — 2013. — № 1 (13). — С. 153–159.

8. Аксенова Н.И., Галимов И.А., Герасимова Л.Н., Заболоцкая В.В., Затулина Т.Н., Кучинский А.В., Середюк Е.А., Ткаченко Д.Д., Уразаева Л.Ю., Чараева М.В., Чернов С.С. Финансовое управление развитием экономических систем. — Т. 8. — Новосибирск, 2011.

9. Герасимова Л.Н. Интегрированная бухгалтерская отчетность: преимущества и перспективы развития в России // Аудит и финансовый анализ. — 2014. — № 4. — С. 33–36.

10. Демина И.Д. Профессиональное суждение бухгалтера и его влияние на формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 12.

11. Ларина А. Формы бухгалтерской отчетности организаций: новшества в составе и содержании // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. — 2018. — № 7.

При составлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности необходимо учитывать все новации, которые внесли федеральные стандарты. От этого зависит качество показателей. Сегодня действуют стандарты по основным средствам, запасам, доходам, обесценению активов, долгосрочным договорам, концессионным соглашениям и др. Однако сама методология, как формировать и представлять отчетность, изложена в пяти соответствующих стандартах. Перечислим их:

1. СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности» (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н) — содержит критерии отчетности.

2. СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н) — включает цели, состав и содержание показателей отчетности, а также характеристику баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений.

3. СГС «События после отчетной даты» (приказ Минфина России от 30.12.2017 № 275н) — регулирует порядок, как отражать СПОД.

4. СГС «Отчет о движении денежных средств» (приказ Минфина России от 30.12.2017 № 278н) — классифицирует поступления денег в учреждение.

5. СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (приказ Минфина России от 28.02.2018 № 37н) — уточняет состав бюджетной отчетности.

В связи с этим необходимо учитывать все требования к отчетности и основные правила, как представлять формы пользователям.

Учреждения обязаны публично раскрывать показатели бухгалтерской (бюджетной) отчетности, для этого отчетные формы размещаются в Интернете — на своем сайте или другом ресурсе, например на портале www. bus.gov.ru (п. 12 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», п. 11 СГС «Представление отчетности»). Это правило касается только отчетности общего назначения [1; 2].

Отчетность специального назначения в Интернете не размещается. Такие отчеты могут запрашивать пользователи, у которых есть на это право. Например, налоговые или финансовые органы, органы статистики, правительство и т.п.

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности: новые правила . Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: