В начале 2024 г. Россия приняла эстафету председательства в Содружестве Независимых Государств от Киргизии. В ходе январского заседания Совета постоянных представителей стран–участниц СНГ заместитель министра иностранных дел России А. А. Панкин озвучил приоритетные направления российского председательства в рамках соответствующей Концепции [1], среди которых:
— усиление роли СНГ в качестве ведущей интеграционной структуры в регионе и упрочение её положения на мировой арене, в частности посредством активизации сотрудничества с международными организациями и отдельными заинтересованными государствами;
— повышение статуса СНГ как платформы для координации внешнеполитических курсов и осуществления значимых международных инициатив;
— создание единого экономического пространства и продвижение совместных проектов в сферах энергетики, промышленности, аграрного сектора, цифровизации, транспорта и связи, экологии и климата, а также научно-технического сотрудничества;
— развитие систем коллективного ответа на существующие и новые вызовы и угрозы безопасности стран–участниц объединения, укрепление взаимодействия в области обороны и охраны границ;
— интеграция инициатив СНГ с другими процессами в Евразии для создания Большого Евразийского партнёрства (БЕП), объединяющего потенциал всех стран и организаций региона.
В феврале текущего года эти приоритеты были детально рассмотрены в Государственной Думе на парламентских слушаниях [2], посвящённых путям реализации упомянутой Концепции.
В рамках внешнеполитической деятельности особое внимание будет уделено повышению международного авторитета СНГ, адаптации к новой многополярной системе мироустройства и формированию единых подходов к решению ключевых глобальных и региональных проблем. Для этого предполагается активизация связей с международными партнёрами, в том числе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), БРИКС и др.