Дата поступления рукописи в редакцию: 20.08.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 25.09.2023.
Данное исследование открывает цикл статей, посвященных разработке классификатора мер государственной поддержки экспорта. Отметим, что данный классификатор должен быть представлен в отраслевом разрезе. Авторами предложено провести анализ использования зарубежного опыта оценки экспортного потенциала стран, а также механизмов его государственной поддержки, чтобы на основе проанализированных материалов представить собственный классификатор, позволяющий на основе использования взаимосочетания методов качественного и количественного анализа данных оценить наиболее выгодную для страны комбинацию экспорта и импорта и использования соответствующих механизмов государственной поддержки внешнеторговой деятельности, что будет способствовать росту доходов страны. В качестве исследуемых отраслей использованы выбранные на основе применения расширенного SWOT-анализа отрасли, представленные в ранее опубликованной работе [5].
Первая часть данного раздела настоящей работы включает в себя обзор подходов, методов и результатов оценки экспортного потенциала государств и механизмов государственной поддержки экспорта страны. С этой целью в рамках настоящей работы рассмотрены исследования, в которых представлены подходы к повышению экспортного потенциала государств, а также механизм их применения. Кроме того, в данном разделе настоящей работы проанализирована структура экспорта ряда стран, что также формирует необходимые предпосылки для формирования подходов к оценке экспортного потенциала, представленного в отраслевом разрезе.
В рамках рассматриваемой проблематики особый интерес представляет исследование International Growth Centre о применении DSM-модели для определения экспортных возможностей стран. Представленный Trade-DSM подход был разработан для определения комбинаций товаров и стран с наиболее высоким экспортным потенциалом для одной страны. Представленный подход направлен на то, чтобы предоставить агентствам по продвижению экспорта научно-методические обоснования того, на каких товарах и странах следует сосредоточить свои ресурсы по продвижению экспорта.