Существенные изменения в костюме начинаются с конца XI века, что было связано с целой совокупностью обстоятельств.
Прежде всего, развитие костюмного комплекса было, в значительной степени связано со спецификой рыцарского сословия, обладающего властью и влиянием не только на поле боя, но и при дворе. Рыцарское сословие внесло существенный вклад в развитие европейской культуры и в формирование модных тенденций. Зародившись в первой половине IX века как избранное и ограниченное по количеству войско королевства, представители которого изначально были обучены не только военному ремеслу, но и придворному этикету, рыцарство превратилось за несколько столетий в особый социокультурный феномен. Были сформированы идеалы рыцарства [4], которые переплетались не только с интересами знати, но и с идеалами простого народа, что нашло свое отражение как в упрощенной поэзии трубадуров, так и в эпических произведениях, среди которых — «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах».
Рыцарь рассматривался как воин, как поборник справедливости и защитник угнетенных. Он олицетворял идеал нравственности и благородства, что нашло отражение в рыцарском кодексе чести, правилах этикета и основах аристократической моды [1, c. 113]. Рыцарь одевался изначально достаточно просто: в рубаху, сагум (расписная шерстяная накидка), каракаллу (узкая, открытая спереди и сзади туника) и несколько видоизмененные штаты; позже добавилась многослойность и различные украшения.
И хотя отдельные исследователи фиксируют, что облик юного рыцаря мало чем отличался от женского образа (гладко выбритое лицо, небольшой, аккуратный рот и ярко-красные губы, светло-золотистые кудри, ниспадающие до самых плеч) [1, c. 113], сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своего короля, окончательно определили мужественность его внешнего облика. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. При этом утверждается идеал образа женщины XI–ХII веков: изящный стан, длинные, вьющиеся волосы светлого или даже золотистого оттенка; темные, несросшиеся брови, непременно голубые или серо-голубые глаза; гладкая, белая кожа, нежные губы. На торжествах и рыцарских турнирах воспевается красота прекрасной дамы, ее образ соотносится с мотивами розы, ставшими наиболее популярными при дворах знатных особ. Данный символизм переносится в искусство, орнамент, одежду и быт.