По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85 DOI:10.33920/nik-02-2112-07

Предпосылки формирования моды как специфического социокультурного феномена

Сапожникова Виктория Станиславовна выпускница аспирантуры Московского гуманитарного университета, ученый-исследователь, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, эл. почта: sivika@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6811-4846

В статье исследуется период позднего Средневековья как период, в который появляются очевидные предпосылки такого феномена, как мода. Показано, что развитие и объединение небольших феодальных государств по примеру крупнейшего на тот момент королевства франков, налаживание торговых отношений между Западной Европой и Византией с VIII–IX веков способствовало появлению византийских товаров, в частности дорогих тканей, в Европу. Тем не менее европейский костюм этого времени еще мало чем отличался от одежды варваров: рубашка-«шенс» выше колен, «брэ» (условные штаны) до середины икры и «манто» (плащ). Наиболее явные трансформации в сфере костюмного комплекса начинаются в период XI–XII вв., что было связано с развитием рыцарского сословия, расширяющимися контактами между государствами, формированием городской культуры.

Литература:

1. Будур Н. История костюма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 480 с.

2. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. Т. 1. — М.: Академия Моды, 1993. — 543 с.

3. Михалева К. Мода: предмет, история, социология, экономика. - Издательские решения, 2020. — 310 с.

4. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали: Пер. с польск./ Общ. ред. А.А. Гусейнова. — М.: Прогресс, 1987. — 528 c.

5. Сапожникова В.С. Идентичность как проблема XXI века. М.: Панорама Ученый совет №12 (2019). — с. 68–74.

6. Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность. — М.: Новое литературное обозрение, 2012.

1. Budur N. Istoriya kostyuma. — M.: OLMA-PRESS, 2002. — 480 s.

2. Mertsalova M.N. Kostyum raznykh vremen i narodov. V 4-kh tomakh. T. 1. — M.: Akademiya Mody, 1993. — 543 s.

3. Mikhaleva K. Moda: predmet, istoriya, sotsiologiya, ekonomika. - Izdatel'skiye resheniya, 2020. — 310 s.

4. Ossovskaya M. Rytsar' i burzhua: Issled. po istorii morali: Per. s pol'sk./ Obshch. red. A.A. Guseynova. — M.: Progress, 1987. — 528 s.

5. Sapozhnikova V.S. Identichnost' kak problema XXI veka. M.: Panorama Uchenyy sovet №12 (2019). — s. 68–74.

6. Uilson E. Oblachennyye v mechty: moda i sovremennost'. — M.: Novoye literaturnoye obozreniye, 2012.

Существенные изменения в костюме начинаются с конца XI века, что было связано с целой совокупностью обстоятельств.

Прежде всего, развитие костюмного комплекса было, в значительной степени связано со спецификой рыцарского сословия, обладающего властью и влиянием не только на поле боя, но и при дворе. Рыцарское сословие внесло существенный вклад в развитие европейской культуры и в формирование модных тенденций. Зародившись в первой половине IX века как избранное и ограниченное по количеству войско королевства, представители которого изначально были обучены не только военному ремеслу, но и придворному этикету, рыцарство превратилось за несколько столетий в особый социокультурный феномен. Были сформированы идеалы рыцарства [4], которые переплетались не только с интересами знати, но и с идеалами простого народа, что нашло свое отражение как в упрощенной поэзии трубадуров, так и в эпических произведениях, среди которых — «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах».

Рыцарь рассматривался как воин, как поборник справедливости и защитник угнетенных. Он олицетворял идеал нравственности и благородства, что нашло отражение в рыцарском кодексе чести, правилах этикета и основах аристократической моды [1, c. 113]. Рыцарь одевался изначально достаточно просто: в рубаху, сагум (расписная шерстяная накидка), каракаллу (узкая, открытая спереди и сзади туника) и несколько видоизмененные штаты; позже добавилась многослойность и различные украшения.

И хотя отдельные исследователи фиксируют, что облик юного рыцаря мало чем отличался от женского образа (гладко выбритое лицо, небольшой, аккуратный рот и ярко-красные губы, светло-золотистые кудри, ниспадающие до самых плеч) [1, c. 113], сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своего короля, окончательно определили мужественность его внешнего облика. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. При этом утверждается идеал образа женщины XI–ХII веков: изящный стан, длинные, вьющиеся волосы светлого или даже золотистого оттенка; темные, несросшиеся брови, непременно голубые или серо-голубые глаза; гладкая, белая кожа, нежные губы. На торжествах и рыцарских турнирах воспевается красота прекрасной дамы, ее образ соотносится с мотивами розы, ставшими наиболее популярными при дворах знатных особ. Данный символизм переносится в искусство, орнамент, одежду и быт.

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, Предпосылки формирования моды как специфического социокультурного феномена. Ученый совет. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: