Как известно, «детский» вычет предоставляется налогоплательщику ежемесячно. При этом Минфин России исходит из того, что налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета с начала года независимо от месяца, в котором налогоплательщиком подано заявление на получение вычета, с приложением к нему необходимых документов (п. 1 письма Минфина России от 18.04.2012 № 03–04–06/8-118). Поговорим о нестандартных ситуациях.
Вот пример такой ситуации. Как правильно предоставлять вычеты, если сотрудник не работал в организации непрерывно? То есть в течение года увольнялся (например, из-за выхода из декретного отпуска работницы, чью должность он занимал), а потом был вновь принят, но уже на другую должность, и лишь после этого предоставил заявление и документы на вычет. Нужно ли пересчитать НДФЛ с начала года? Или вычет положен только с момента «вторичного» трудоустройства?
Для ответа вновь обратимся к озвученной чуть выше логике Минфина (письмо от 18.04.2012 № 03–04– 06/8-118), которая основана на положениях ст. 218 НК РФ.
Итак, согласно НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода с месяца рождения ребенка и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) предельного возраста (18 или 24 года). А Минфин подтверждает, что налогоплательщик, работающий в организации с начала года, имеет право на получение вычета с начала года независимо от месяца, в котором было подано заявление и подтверждающие документы. Тот факт, что трудовые отношения оформлены двумя разными трудовыми договорами, юридического значения при предоставлении стандартного налогового вычета не имеет. Так что организация вправе предоставить сотруднику вычет с начала года даже если документы на него он подал после того как трудоустроился вторично.
У описанной ситуации бывает еще более сложный вариант. Работник был уволен и принят на работу одним и тем же работодателем в течение одного года, но между этими событиями прошло несколько месяцев. А заявление на вычет и документы были поданы сотрудником сразу, еще при первом трудоустройстве. Может ли в такой ситуации работодатель при начислении очередной зарплаты дать вычеты за месяцы, в которых трудовых отношений не было?