Действующие с 1 сентября 2022 года поправки в ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», легализовавшие недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, а также запреты и обязанности, налагаемые на исполнителя, обеспечивают права потребителя-пациента на будущее, и, более того, закон придает им обратную силу. Иными словами, легализованные запреты касаются как возникших в будущем отношений по предоставлению платных медицинских услуг, так и ранее существовавших договоров.
Совершенно очевидно, что они направлены на существенные ограничения инициатив исполнителя — медицинской организации в условиях рынка платных медицинских услуг и с учетом отраслевых особенностей социального обеспечения функций государства в сфере здравоохранения. В связи с чем на фоне указанных нормативных преобразований назрела необходимость существенной актуализации самих Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, которые были утверждены еще в 2012 году.
В связи с этими обстоятельствами, на наш взгляд, требуется не только доуточнить существующее регулирование, но и дополнить действующий документ новыми правилами, касающимися, например, дистанционного формата предоставления платных медицинских услуг, который должен быть соотнесен с практикой применения телемедицинских технологий при оказании соответствующих услуг, с возможностями цифровизации всей системы здравоохранения, не понижая уровень конституционных гарантий граждан на охрану здоровья.
Как известно, цифровизация медицинских услуг является одним из условий достижения целей в сфере здравоохранения, сформулированных Президентом Российской Федерации в Указе от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а именно — цифровое здравоохранение в России обеспечивает гражданам доступность медицинской помощи, отвечающей критериям своевременности, персонализации, технологичности и безопасности; повышает эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с установленными Минздравом России нормативами.