Судьба народа связана с национальной историей, то есть, народ объединяется общими событиями — горькими, трагическими, героическими, победными — и воспоминаниями. Дни памятных событий не могут не вызывать коллективную гордость и горечь, радость и сожаление. Само собой, возникает мощная духовная структура, занимающая в основной мировоззренческой системе общества заметное место.
Исследования Д. М. Генкина указывают на то, что «границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становится ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику» [1, c. 58].
Сегодня опытные режиссеры или организаторы праздника могут не только нивелировать проблему одиночества у существенного количества празднующих только приглашением в праздник радости, но и тем самым помочь справиться с одиночеством и одновременно решить все стоящие перед ними задачи. Огромная роль массового праздника заключается в коллективной деятельности его участников, как одного из ведущих средств эмоционально-нравственного воздействия. То есть, вовлеченность как каждого участника, так и всего коллектива в праздничные действа позволяет стать всем соучастниками торжества, а не просто зрителями.
Невозможно переоценить всю значимость правильного подхода к пониманию психолого-педагогических проблем формирования и функционирования коллектива. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, который разработал систему организации и воспитания молодежного коллектива, писал: «…педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива — к личности. Объектом воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна» [10, c. 424]. По мнению А. В. Луначарского «самой прекрасной задачей является создание коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом, что заложит в душу подростка…способность реально, всем сердцем чувствовать себя солидарной частью великого целого» [8, c. 533]. И далее: «я индивидуально ничто, но мы…это есть громадная сила, коллективный Мессия, который должен изменить мир. И тогда, само собой разумеется, зарождается целое море солидарных чувств и это мы настолько начинает доминировать над я, что судьба этого мы становится более интересной, чем своя собственная судьба» [9, c. 453].