По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.6 DOI:10.33920/nik-02-2409-05

Праздник как коллективное действо: социально-психологические основания

Стрельцова Дарья Александровна заместитель заведующего кафедрой, старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: dgorinova@mail.ru, ORCID: 0009-0005-5547-3272

За многовековую историю праздник связал и объединил людей, выработал за много лет коллективного участия образы и символы, которые были впоследствии включены в общественные практики. Сущность праздника как коллективного действа лежит в сакральном взгляде на существующий мир. Поскольку праздники являются творением коллективной творческой работы, постольку они формируют единство народа, его «лицо» и специфику, уникальные черты и подобия. Современное поколение, участвуя в праздниках, даже сегодня переживает чувство сакральности времени и места праздника, а моменты, связанные с ритуалом праздника, выявляют свою символико-священную сущность. Не надо говорить или доказывать то, что совместный праздник с близкими и родственниками, собравшимися вместе за одним столом, или вместе с народом за десятками столов, духовно обогащает человека. Праздник активизирует видение национальной истории и художественное сознание, которое свойственно любому народу.

Литература:

1. Генкин Д.М. Массовые праздники [Текст] : [Учеб. пособие для ин-тов культуры] / Д. М. Генкин. — М.: Просвещение, 1975. — 140 с.

2. Культурология. XX век [Текст] : энциклопедия / гл. ред., сост. С. Я. Левит. — Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. — 446 с. — С. 246–247.

3. Каннети Э. Масса и власть. Пер. с нем. и предисл. Л. Ионина. М., AD, MARGINEM, 1997. — 528 с.

4. Костина А.В. Массовая культура как механизм социальной стабилизации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научный журнал. — № 2 (1). — Киров, 2010. — С. 98–101.

5. Костина А.В. Праздник как актуализация мифологического в культуре постсовременности // Миф и художественное сознание XX века / [отв. ред. Н.А. Хренов]: Гос. ин-т искусствозн. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. — С. 343–364.

6. Костина А.В., Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Основы рекламы. Учебное пособие для среднего профессионального образования. — М.: КНОРУС, 2022 — 402 с.

7. Культурология. XX век [Текст] : энциклопедия / гл. ред., сост. С. Я. Левит. — Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. — 446 с. — С. 246–247.

8. Луначарский А.В. О народном образовании [Текст] : [Статьи и речи за период 1917-1929 гг.] / [Вступ. статья И. Каирова] ; Акад. пед. наук РСФСР. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 559 с.

9. Луначарский А.В. О воспитании и образовании [Текст] : Избр. статьи / Под ред. А. М. Арсеньева [и др.]. — Москва : Педагогика, 1976. — 634 с.

10. Макаренко А.С. Сочинения [Текст] : В 7 т. — [2-е изд.]. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957–1958. — 7 т. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. Т. 5: Воспитание в советской школе / [Коммент. и примеч. В. Е. Гмурмана]. — 1958. — 558 с.

11. Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы [Текст] / [Сост., ред. текстов и коммент. А. В. Февральского] ; [Общ. ред. и вступ. статья, с. 3–57, Б. И. Ростоцкого]. — Москва : Искусство, 1968. — 2 т.

12. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории [Текст]. — Москва : Мысль, 1971. — 351 с.

13. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. Л.: Искусство, 1959. — 269 с.

14. Словарь русского языка. Словарь русского языка [Текст] : 52000 слов / Сост. С. И. Ожегов ; Под общ. ред. акад. С. П. Обнорского. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1952. — 848 с.

15. Толстой А.Н. Семь жестов // Литературная газета. — 1970. — 29 июля.

16. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня / Йохан Хейзинга; Пер. с нидерл. и примеч. В. В. Ошиса; Общ. ред. и послесл. [с. 405–439] Г. М. Тавризян. — Москва : Прогресс : Прогресс — Академия, 1992. — 458 с.

1. Genkin D.M. Mass Holidays [Text]: [Textbook for cultural institutes] / D.M. Genkin. — M.: Prosveshchenie, 1975. —140 p.

2. Culturology. XX century [Text]: encyclopedia / ed. in-chief, compiled by S. Ya. Levit. — St. Petersburg: University Book, 1998. — 446 p. — P. 246–247.

3. Kanneti E. Mass and Power. Trans. from Germ. and foreword by L. Ionin. M., AD, MARGINEM, 1997. — 528 p.

4. Kostina A.V. Mass Culture as a Mechanism of Social Stabilization // Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University. Scientifi c Journal. — No. 2 (1). — Kirov, 2010. — P. 98–101.

5. Kostina A.V. Holiday as an actualization of the mythological in the culture of postmodernity // Myth and artistic consciousness of the 20th century / [ed. N.A. Khrenov]: State Institute of Art Studies. — M.: “Canon+” ROOI “Rehabilitation”, 2011. — P. 343–364.

6. Kostina A.V., Karpushin O.I., Makarevich E.F. Fundamentals of Advertising. A textbook for secondary vocational education. — M.: KNORUS, 2022 — 402 p.

7. Culturology. 20th century [Text]: encyclopedia / ed.-in-chief, compiled by S. Ya. Levit. — St. Petersburg: University Book, 1998. — 446 p. — pp. 246–247.

8. Lunacharsky A.V. On public education [Text]: [Articles and speeches for the period 1917–1929] / [Introduction. article by I. Kairov] ; Academician ped. Sciences of the RSFSR. — Moscow: Publishing house Acad. ped. Sciences of the RSFSR, 1958. — 559 p.

9. Lunacharsky A.V. About upbringing and education [Text]: Fif. articles / Ed. A.M. Arsenyev [and others]. — Moscow: Pedagogy, 1976. — 634 p.

10. Makarenko A.S. Works [Text]: In 7 volumes — [2nd ed.]. — Moscow: Publishing house Acad. ped. Sciences of the RSFSR, 1957–1958. — 7 volumes. T. 5: General questions of the theory of pedagogy. T. 5: Education in a Soviet school / [Comment. and note. V. E. Gmurman]. — 1958. — 558 p.

11. Meyerhold V. Articles. Letters. Speeches. Conversations [Text] / [Compiled, ed. texts and comments. A.V. February] ; [Gen. ed. and entry article, p. 3–57, B.I. Rostotsky]. — Moscow: Art, 1968. — 2 vols.

12. Parygin B.D. Fundamentals of socio-psychological theory [Text]. — Moscow: Mysl, 1971. — 351 p.

13. Russo J.-J. On Art. L.: Art, 1959. — 269 p.

14. Dictionary of the Russian Language. Dictionary of the Russian Language [Text]: 52,000 words / Comp. S.I. Ozhegov; Under the general editorship of Academician S.P. Obnorsky. — 2nd ed., corrected. and enlarged. — Moscow: State Publishing House of Foreign and National Dictionaries, 1952. — 848 p.

15. Tolstoy A.N. Seven Gestures // Literary Gazette. — 1970. — July 29.

16. Huizinga J. Homo ludens; In the Shadow of Tomorrow / Johan Huizinga; Trans. from Dutch and notes. V. V. Oshisa; General ed. and after. [With. 405–439] G. M. Tavrizyan. — Moscow: Progress: Progress — Academy, 1992. — 458 p.

Судьба народа связана с национальной историей, то есть, народ объединяется общими событиями — горькими, трагическими, героическими, победными — и воспоминаниями. Дни памятных событий не могут не вызывать коллективную гордость и горечь, радость и сожаление. Само собой, возникает мощная духовная структура, занимающая в основной мировоззренческой системе общества заметное место.

Исследования Д. М. Генкина указывают на то, что «границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становится ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику» [1, c. 58].

Сегодня опытные режиссеры или организаторы праздника могут не только нивелировать проблему одиночества у существенного количества празднующих только приглашением в праздник радости, но и тем самым помочь справиться с одиночеством и одновременно решить все стоящие перед ними задачи. Огромная роль массового праздника заключается в коллективной деятельности его участников, как одного из ведущих средств эмоционально-нравственного воздействия. То есть, вовлеченность как каждого участника, так и всего коллектива в праздничные действа позволяет стать всем соучастниками торжества, а не просто зрителями.

Невозможно переоценить всю значимость правильного подхода к пониманию психолого-педагогических проблем формирования и функционирования коллектива. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, который разработал систему организации и воспитания молодежного коллектива, писал: «…педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива — к личности. Объектом воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна» [10, c. 424]. По мнению А. В. Луначарского «самой прекрасной задачей является создание коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом, что заложит в душу подростка…способность реально, всем сердцем чувствовать себя солидарной частью великого целого» [8, c. 533]. И далее: «я индивидуально ничто, но мы…это есть громадная сила, коллективный Мессия, который должен изменить мир. И тогда, само собой разумеется, зарождается целое море солидарных чувств и это мы настолько начинает доминировать над я, что судьба этого мы становится более интересной, чем своя собственная судьба» [9, c. 453].

Для Цитирования:
Стрельцова Дарья Александровна, Праздник как коллективное действо: социально-психологические основания. Ученый совет. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: