По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.6

Праздничная культура: методологические основы исследования. Материалы к курсу «История культуры»

Ушакова Анна Александровна магистрант кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: dialy666@mail.ru

В статье автор обращается к трудам, в которых исследуется праздник как феномен культуры. Автор прослеживает ведущие идеи, представленные в рамках методологии праздничной культуры, анализирует позиции авторов, рассматривающих праздник как явление эстетическое, социальное, мифологическое, игровое, семиотическое, символическое, показывает сходство и различие в праздничных ритуалах в разных культурах, раскрывает индивидуальные черты в обрядовой традиции в рамках каждой цивилизации. Материалы статьи могут быть использованы в качестве методических материалов при подготовке лекций по курсу «История культуры».

Литература:

1. Адоньева С.Б. Категория ненастоящего времени. — СПб.: Изд-во востоковедения, 2001.

2. Армстронг К. Краткая история мифа. — М.: Открытый мир, 2015.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. I–III. — М., 1869.

4. Барт Р. Миф сегодня // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1994.

5. Барт Р. Мифологии. — М.: Изд-во Сабашниковых, 1996.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1965.

7. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые (некоторые философские аспекты проблемы празднования). — Алма-Ата: Казахстан, 1974.

8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. — М., 2006.

9. Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса // Сборник отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. Т. 42. — СПб., 1887.

10. Гердер С. Массовая культура: особенности, характерные черты, функции // О культуре / Современный информационный портал. — URL https://okulture24.ru/ massovaya-kultura/.

11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. — Т. 3. — М.: Рус. яз., 1980.

12. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. — М., 1985.

13. Лебон Г. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011.

14. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. — М., 1978.

15. Медведев А.В. Сакральное как причастность к абсолютному. — Екатеринбург, 1999.

16. Пас О. Поэзия, критика, эротика. — М., 1996.

17. Попова В.Н. Праздник как социокультурный феномен: Учебное пособие. — Изд-во Уральского университета, 2017.

18. Приходько Е.А. Массовая культура как «дух» современности // Молодой ученый. — 2011. — № 6. — Т. 2. — С. 199–201.

19. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — Л., 1963.

20. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. — Вып. 1. — М., 1937.

21. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — Т. 2. — М.: Сов. энцикл., 1980.

22. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс, 1992. — 462 с.

23. Чередниченко Т.В. Праздничность // Новый мир. — 2002. — № 11. — URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/11/chered.html (дата обращения: 01.10.2010).

24. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI– XIX веков (Очерки по истории народных верований). — М., 1957.

25. Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Академический проект; Парадигма, 2000.

26. Юрлова С.В. «Вечный праздник», или Мифология общества потребления / С.В. Юрлова // Известия Уральского государственного университета. — 2010. — № 2 (76).

Праздничная культура — это часть общечеловеческого мирового культурного наследия и сама по себе явление интернациональное.

Праздник присутствует в жизни человека с самых ранних периодов его существования и сохраняется в нашей жизни по сегодняшний день.

Первые праздники времен племенных обществ были связаны с погребальным культом, позже — с инициацией. Во времена древнейших цивилизаций (Египет, Шумеры, Китай, Индия) стали распространены регулярные праздники, связанные с календарным циклом природы: смена времен года, время разлива реки, период посева и сбора урожая служили фиксирующими этапами праздничного календаря.

Позже, во времена Римской империи, формируется праздничный календарь, в котором прописывались праздники годового цикла. Так, в 304 году до н.э. впервые был обнародован первый календарь с прописанными на год вперед праздниками — Фасти. Согласно К. Жигульскому, «счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, — календарь — везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов» [12, c. 58].

Само понятие «праздник» у каждого исследователя имеет свое толкование, поскольку вокруг этого феномена на данный момент не существует целостной теоретической базы.

В Толковом словаре В.И. Даль определяет праздник через понятие «праздность» [11, c. 380] в контексте «незанятый», «свободный», «пустой», но в то же время упоминает праздник как «день, установленный в память какого-то события» [11, c. 381]. Я.П. Белоусов также дает толкование праздника, опираясь на древнеславянское понятие «праздь», что означает «отдых» или «безделье» [7, c. 6].

Отечественный исследователь И.М. Снегирев, согласно поддерживаемой им концепции изучения феномена праздника, утверждал, что «праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами» [20, c. 5], тем самым характеризуя само праздничное действие как способ психологической разгрузки при соединении сакрального и мирского.

Для Цитирования:
Ушакова Анна Александровна, Праздничная культура: методологические основы исследования. Материалы к курсу «История культуры». Ученый совет. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: