Промышленные революции, как показывает исторический опыт, всегда сопровождаются революционными изменениями на рынке труда. Первая промышленная революция заменила ручной труд машинным, вторая характеризовалась освоением поточного (массового) производства с использованием электрической энергии, а третья промышленная революция, в свою очередь, положила начало эпохе автоматизации и информатизации на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий [1]. Четвертая промышленная революция, на пороге которой находится человечество, основана на распространении кибертехнических систем, внедрении интернета вещей, искусственном интеллекте [2]. Очевидно, что она значительно изменит труд человека, особенно интеллектуальный, и, как и при прошедших промышленных революциях, сделает некоторые профессии устаревшими.
«РБК» приводит данные, что более 75 млн людей в мире могут остаться без работы из-за роботизации и автоматизации, а роботы будут выполнять половину всей рутинной работы уже через 15–20 лет [3]. Как и прежде, с развитием технологий человека заменяют автоматом, которому не нужно платить и который не склонен совершать ошибок. Например, существенно сокращается из-за развития технологий спрос на таких специалистов, как кассир в супермаркете, турагент, почтовый работник и др.
Свойственное промышленным революциям сокращение рабочих мест ввиду автоматизации производственных процессов — не единственная проблема на рынке труда, возникающая на фоне цифровизации. Технологии искусственного интеллекта (далее также — ИИ) внедряются в процессы принятия кадровых решений: от найма сотрудников до их увольнения. Согласно опросу Deloitte, еще в 2018 году треть компаний из сферы бизнеса и технологий использовали искусственный интеллект в управлении персоналом [4]. Помимо бесспорных преимуществ, его внедрение в эту сферу влечет возникновение рисков нарушения прав работников.
Понятие «искусственный интеллект» охватывает «машины или компьютерные системы, способные учиться выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта» [5]. В литературе выделяются два типа искусственного интеллекта: сильный и слабый. Сильный ИИ может вести себя так, чтобы соответствовать или превосходить человеческий интеллект, в то время как слабый ИИ имитирует человеческий интеллект в определенных проблемных областях. Последнее является наиболее часто используемой формой ИИ в современном мире (обычно, когда обсуждаются технологии ИИ, имеется в виду слабый ИИ) [6]. Слабый искусственный интеллект, по сути, есть алгоритм, способный обобщать массив обучающих данных и на основании этого обобщения делать прогнозы относительно ранее неизвестных ему примеров [7].