Высшее образование сегодня становится одной из основных сфер, к которой большинство государств уделяет достаточно пристальное внимание, учитывая особенности развития современного общества информационного типа. Как известно, страны нуждаются в «топовых» исследовательских университетах, поскольку таковы потребности экономики знаний. При этом, университет как организация должен соответствовать трем обязательным требованиям в духе неолиберальных идей — требованиям рациональности, эффективности, подотчетности.
В ряде Европейских государств на законодательном уровне определяется организационное преобразование вузов по типу экономического предприятия, формирования предпринимательской модели университета. Западные варианты развития современных вузов в некотором смысле воспринимаются в российских условиях. В литературе государственные вузы, определяют как федеральные государственные унитарные предприятия [1, 9,17], которые действуют на рынке точно также как любое другое предприятие бизнеса.
Развитие вузов в условиях нарастающей конкуренции позволяет из массы образовательных организаций выделять университетов — «акторов», способных в рамках формальной организации выступать в качестве гибкой, адаптирующейся к изменениям внешней среды структуры. Причем, современный вуз предстает как организация предпринимательского типа, что противоречит представлению о нем, как уникальной структуре, обособленном академическом мире. Университет — «актор» характеризуют, прежде всего, жесткие границы, автономность, собственная стратегия, а также контроль над ресурсами.
Структура предпринимательского типа определяется как самоокупающаяся сущность, имеющая основной целью обеспечение рентабельности своей деятельности и получение максимальной прибыли с наименьшими затратами [2]. В числе причин формирования новых моделей университета называют широкое распространение неолиберальных идей и практик, поддерживающих идею свободного рынка и неограниченной конкуренции как основного средства обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости. В таких условиях фундаментальные академические принципы, традиционно являвшиеся основой университета, замещаются рыночными механизмами, использующими модель организованного производства знания.