По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.951

Правовые основы предпринимательской модели современного университета

И.М. Шахматов студент 3 курса, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

В статье рассматриваются вопросы развития системы отечественного высшего образования в условиях глобализация экономики; показываются основные принципы экономической интеграции государств в рамках становления глобального рынка образовательных услуг, а также модели организации экономической деятельности вузов, направленные на повышение их финансовой самостоятельности.

Литература:

1. Токмовцева М.В. Высшее учебное заведение как субъект отношений в сфере предпринимательства: автореф. дис… канд. юрид. наук / В.М. Токмовцева. — М., 2000.

2. Самылина И.А. Современный университет: преобразование в организацию // http://www.jourssa.ru/sites/all/fi les/ volumes/2015_2/Samylina_2015_2.pdf

3. Кирилловых А.А. Федеральные университеты в образовательном законе // Право и экономика. — 2009. — № 6.

4. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.

5. Ларина Е.О. Аспекты формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных учреждений // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 14.

6. Смирнов В.А. Малые инновационные предприятияроссийских вузов: особенности становления и ключевые противоречия // Социология образования. — 2015. — № 3.

7. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2012. — № 2.

8. Гурунян Т.В. Малые инновационные предприятия и бизнес-инкубаторы в вузах: опыт регионов РФ // Философия образования. — 2011. — Т. 39. — № 6.

9. Курдова М.А. Развитие системы и механизмов управления устойчивостью высшего учебного заведения. Автореф. дисс… канд. экон. наук. Пенза, 2015.

10. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: монография / Т.А. Едкова, А.В. Калмыкова, Н.Б. Крысенкова и др.; под ред. Л.К. Терещенко. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014.

Высшее образование сегодня становится одной из основных сфер, к которой большинство государств уделяет достаточно пристальное внимание, учитывая особенности развития современного общества информационного типа. Как известно, страны нуждаются в «топовых» исследовательских университетах, поскольку таковы потребности экономики знаний. При этом, университет как организация должен соответствовать трем обязательным требованиям в духе неолиберальных идей — требованиям рациональности, эффективности, подотчетности.

В ряде Европейских государств на законодательном уровне определяется организационное преобразование вузов по типу экономического предприятия, формирования предпринимательской модели университета. Западные варианты развития современных вузов в некотором смысле воспринимаются в российских условиях. В литературе государственные вузы, определяют как федеральные государственные унитарные предприятия [1, 9,17], которые действуют на рынке точно также как любое другое предприятие бизнеса.

Развитие вузов в условиях нарастающей конкуренции позволяет из массы образовательных организаций выделять университетов — «акторов», способных в рамках формальной организации выступать в качестве гибкой, адаптирующейся к изменениям внешней среды структуры. Причем, современный вуз предстает как организация предпринимательского типа, что противоречит представлению о нем, как уникальной структуре, обособленном академическом мире. Университет — «актор» характеризуют, прежде всего, жесткие границы, автономность, собственная стратегия, а также контроль над ресурсами.

Структура предпринимательского типа определяется как самоокупающаяся сущность, имеющая основной целью обеспечение рентабельности своей деятельности и получение максимальной прибыли с наименьшими затратами [2]. В числе причин формирования новых моделей университета называют широкое распространение неолиберальных идей и практик, поддерживающих идею свободного рынка и неограниченной конкуренции как основного средства обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости. В таких условиях фундаментальные академические принципы, традиционно являвшиеся основой университета, замещаются рыночными механизмами, использующими модель организованного производства знания.

Для Цитирования:
И.М. Шахматов, А.А. Кирилловых, Правовые основы предпринимательской модели современного университета. Юрист ВУЗа. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: