По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.4

Правовые основы оказания образовательных услуг

А.Н. Скалина канд. полит. наук, старший преподаватель, кафедра права и обществознания, Институт исторического и правового образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа

В статье раскрывается понятие «образовательные услуги», перечисляются их свойства, выделяются общие критерии, по которым можно отграничить правоотношения возмездного оказания образовательных услуг, подпадающие под действие Закона «О защите прав потребителей», от правоотношений, не подпадающих в сферу регулирования Закона «Об образовании в РФ».

Литература:

1. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. – 2009. – № 3. – С. 15–21.

2. О защите прав потребителей: Федеральный закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.– 1992. – № 15. – Ст. 766.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ / принят Гос. Думой Федерального Собрания РФ16.06.1998; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 17.07.1998 (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

4. Алексеев С.С. Вопросы общей теории советского права. – М.: Наука, 1960.

5. Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. Ершова И.В., Отнюкова Г.Д. – М.: Норма, 2014.

6. Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве. – М.: Норма, 2014.

7. Гулей М.В. Гражданско-правовая природа жилищно-коммунальных услуг // Право и политика. – 2010. – № 8.

8. Пучков Е.А. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг: дис. канд. юрид. наук. – М., 2006.

9. Кудряшов А.В. Гражданско-правовые отношения в сфере образовательных услуг: дис. канд. юрид. наук. – М., 2008.

10. Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры. – М.: Инфра, 2013.

11. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I (в ред. 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 17. – Ст. 888.

Образовательные услуги – это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целями образовательных услуг являются передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимися. Субъектами образовательных услуг являются образовательные организации в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.

Ученые выделяют ряд существенных характеристик (свойств) образовательных услуг, исходя из их социальной сущности.

1) Изменчивость качества образовательной услуги. Она связана с тем, что на процесс оказания и получения услуги воздействует множество разных факторов, и в первую очередь профессионализм услугодателя. Кроме того, качество услуги может быть обусловлено и уровнем образовательных программ, организацией образовательного процесса, наличием необходимых материальных средств и др.

2) Несохраняемость образовательной услуги, которая обусловлена как ее нематериальной формой, так и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности. Знания довольно быстро теряют свою актуальность, требуют постоянного развития и совершенствования.

3) Оказание образовательной услуги представляет собой непрерывный, продолжительный процесс, который растягивается во времени от нескольких часов до нескольких лет.

4) Адресность образовательной услуги обусловлена тем, что разного рода образовательные услуги обращены к разному кругу лиц, отличающихся возрастными, профессиональными и иными характеристиками [1, с. 15].

Образовательная услуга обладает также свойством неразрывности производства и потребления, так как оказание услуги и ее потребление являются одновременными процессами. Образовательные услуги не имеют материального результата, даже когда получение образования определенного уровня подтверждается выдачей документа (сертификата, свидетельства, диплома соответствующего образца). То, что в итоге получает лицо, завершившее обучение (выпускник), можно отнести к категории «нематериальные ценности», которые неотделимы от личности их носителя.

Для Цитирования:
А.Н. Скалина, Правовые основы оказания образовательных услуг. Юрист ВУЗа. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: