По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 34.023

Правовые основания мониторинга в сфере образования

Павлушкин Алексей Владимирович заведующий отделом мониторинга законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, 117218, г. Москва, ул. Б. Черемушкинская, д. 34

Статья посвящена вопросам соотношения мониторинга системы образования и правового мониторинга. Исследуются новеллы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части осуществления мониторинга системы образования.

Литература:

1. Механизм правового мониторинга: Науч.-практ. пособие / Д.Б. Горохов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов и др.; отв. ред. А.В. Павлушкин. — М., 2012.

2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина, Т.В. Жукова, А.А. Кирилловых, А.В. Павлушкин, Е.В. Пуляева, Н.В. Путило. — М.: Деловой двор, 2013.

3. Павлушкин А.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в сфере образования // Комментарий судебной практики. Вып. 13 / Под ред. К.Б. Ярошенко. — М.: Юридическая литература, 2007.

4. Смолева М.Е. Мониторинг эффективности вузов — 2013 // Руководитель автономного учреждения. — 2013. — № 8.

5. Эффективность законодательства и современные юридические технологии / Материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов. Москва, 29–31 мая 2008 г. — М., 2009.

6. Ящук Т.Ф. Оценка юридического образования: аккредитация, мониторинг, рейтинги // Российская юстиция. — 2013. — № 7.

Новеллой Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273ФЗ) является обязательность осуществления мониторинга системы образования, поскольку ранее образовательные законы лишь упоминали об информационной открытости и внутреннем мониторинге образовательных организаций.

Следует заметить, что в настоящее время в законодательстве заметна тенденция регламентации проведения тематических (функциональных) мониторинговых исследований в различных отраслях и сферах государственной деятельности, включая образование. Например, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» в числе мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства, указано внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

Согласно постановлению Правительства Москвы от 22.02.2012 № 64-ПП «О внесении изменений в государственные программы города Москвы и об утверждении Государственной программы “Открытое правительство” на 2012–2016 гг.» широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества образования в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям города Москвы значительно улучшить работу системы образования. Это позволит опираться в развитии системы образования не столько на административные меры, сколько на механизм саморегулирования.

В целях реализации абз. 4 подп. «а» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», п. 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17.05.2012 № ДМ-П8-2804 Минобрнауки России провело комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов.

Для Цитирования:
Павлушкин Алексей Владимирович, Правовые основания мониторинга в сфере образования. Ученый совет. 2014;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: