По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.84

Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

О правовом обеспечении деятельности по вопросам осуществления информационной работы в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, о недостатках в правовом регулировании, о роли СМИ в предотвращении чрезвычайных ситуаций, о новых правовых и информационных решениях — в интервью Хабриевой Т.Я., д-ра юрид. наук, профессора, академика РАН, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

– Какие есть проблемы в правовом регулировании по вопросам осуществления информационной работы в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения?

– О проблемах можно говорить, но надо представлять, какая в целом картина. Сказать, что у нас плохая ситуация в сфере права, нельзя, Министерство ЧС РФ занимается этим очень давно, и правовая база неплохая. Возникновение чрезвычайных ситуаций — это фактор, который присутствует во всех государствах, и количество факторов наращивается. Это и природные катаклизмы, и экономическая деятельность развивается, присоединяются и другие. Кто бы мог подумать, что возникнет фактор приграничных территорий, который ставит под угрозу жизнедеятельность нашего населения. Это политическая и экономическая деятельность граничащих с нами государств, например, КНР. Они строят промышленные радиационные, пожароопасные, химические объекты и т. д. Регулировать это законодательно очень сложно — это первая серьезная проблема, которая регулирования пока не нашла. Заключен договор о Евразийском союзе, и теперь необходимо все правовые нормы унифицировать. Это вторая проблема. И третья — необходимо учитывать развитие информационных технологий. Пока законодательство слабо отреагировало на эти новые возможности, хотя я могу сказать, что в области информационного оповещения населения предотвращение угроз такими способами происходит. Во всяком случае, в том, что в законодательстве до сих пор было фрагментарно, наметились подвижки и, главное, созданы «Система 112» — система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», система СИЗОНТ — система оповещения на транспорте, которые оказались очень эффективными.

– Какая роль отводится средствам массовой информации в механизме обеспечения информирования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности?

– Несомненно, без СМИ систему оповещения создать невозможно. И обязательства СМИ в законе прописаны, например, в Законе «О пожарной безопасности», Законе «О защите населения и территорий от ЧС», но и тут возникает ряд вопросов. СМИ немедленно должны информировать население, и эта обязанность государством предусмотрена, а в условиях кризиса она возрастает. А если периодичность издания не позволяет реагировать быстро, что приводит к промедлению и искажению информации о чрезвычайных ситуациях, не привлекать же за это к ответственности СМИ. И второй вопрос — СМИ само должно нести ответственность или организация, допустим, теле- и радиовещательная компания, так как она являются юридическим лицом? Все это предполагает выявить весь круг вопросов, которые требуют дополнительного рассмотрения, и надо попытаться внести в действующее законодательство регулирование вопросов взаимодействия средств массовой информации и органов, обеспечивающих защиту населения от чрезвычайных ситуаций.

Для Цитирования:
Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: