По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Правовые аспекты деятельности органов ЗАГС: нормативная регламентация и форматы взаимодействия с гражданами в период распространения коронавирусной инфекции

Новая коронавирусная инфекция, распространение которой началось в 2020 г., существенно видоизменила нормативноправовую базу Российской Федерации: в субъектах РФ были введены режимы повышенной готовности, предусмотрены ограничения массовых мероприятий, зарезервирован коечный фонд для размещения больных. Изменения коснулись не только глобальных аспектов работы государственных институтов (правительств и парламентов), но и частностей, к коим, например, можно отнести деятельность органов ЗАГС. Работа последних в течение года напоминала своеобразный «правовой маятник»: при эпидемиологическом подъеме заболеваемости органы ЗАГС вводили соответствующие ограничения (поэтапное сокращение времени приема граждан, перенос торжественных мероприятий, отказ от обслуживания клиентов без масок и перчаток). Однако если инфекция юридически и статистически отступала, то эти же органы возвращались в «обычный режим», отягощенный лишь обязательным ношением СИЗов.

Литература:

1. Герасимова Е.М. Административно-правовое регулирование деятельности органов ЗАГС // Аспирант. — 2020. — № 1 (52). — С. 29–32.

2. Короткова Л.В., Щабыкова К.А., Чекулаев С.С. Процесс заключения брака в условиях пандемии COVID-19 // E-Scio. — 2021. — № 1 (52). — С. 307–312.

Деятельность органов записи актов гражданского состояния регламентируется нормами Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также различными региональными нормативными правовыми актами и специальными регламентными требованиями.

Рассмотрим указанные нормативные правовые акты (НПА) в логической последовательности.

Статья 4 ФЗ № 143 указывает, что органы ЗАГС образуются на основании решения соответствующего органа государственной власти субъекта Федерации.

Соответственно, отмечает законодатель, вопросы образования и деятельности таких органов, их структуры решаются регионами самостоятельно на основе федеральных требований, предъявляемых Министерством юстиции РФ.

Минюст России вправе:

- издавать нормативные акты, составлять административные регламенты по поводу оказания данных услуг;

- координировать деятельность по государственной регистрации, осуществлять ее методическое обеспечение;

- согласовывать назначение на должность руководителя органа ЗАГС субъекта Федерации;

- устанавливать требования к отчетности органов ЗАГС;

- контролировать эффективность и качество осуществления полномочий;

- вносить главе государства предложения об изъятии полномочий у органов власти в случае неисполнениями ими требований законодательства РФ;

- надзирать за процедурой государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководитель (глава) субъекта Федерации:

- определяет вектор работы, внутреннюю структуру ЗАГС;

- может предусмотреть ситуацию, когда субъектный орган ЗАГС не сформирован, а его обязанности (по регистрации рождения, заключения, расторжения брака, установления отцовства, смерти) переданы органам местного самоуправления;

- может передать некоторые полномочия по работе с записями актов гражданского состояния в многофункциональные центры (за исключением регистрации рождения в том случае, если подобная государственная регистрация осуществляется единовременно с госрегистрацией установления отцовства).

Для Цитирования:
Михаил Иванович Кокорев, Правовые аспекты деятельности органов ЗАГС: нормативная регламентация и форматы взаимодействия с гражданами в период распространения коронавирусной инфекции. ЗАГС. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: