Деятельность органов записи актов гражданского состояния регламентируется нормами Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также различными региональными нормативными правовыми актами и специальными регламентными требованиями.
Рассмотрим указанные нормативные правовые акты (НПА) в логической последовательности.
Статья 4 ФЗ № 143 указывает, что органы ЗАГС образуются на основании решения соответствующего органа государственной власти субъекта Федерации.
Соответственно, отмечает законодатель, вопросы образования и деятельности таких органов, их структуры решаются регионами самостоятельно на основе федеральных требований, предъявляемых Министерством юстиции РФ.
Минюст России вправе:
- издавать нормативные акты, составлять административные регламенты по поводу оказания данных услуг;
- координировать деятельность по государственной регистрации, осуществлять ее методическое обеспечение;
- согласовывать назначение на должность руководителя органа ЗАГС субъекта Федерации;
- устанавливать требования к отчетности органов ЗАГС;
- контролировать эффективность и качество осуществления полномочий;
- вносить главе государства предложения об изъятии полномочий у органов власти в случае неисполнениями ими требований законодательства РФ;
- надзирать за процедурой государственной регистрации актов гражданского состояния.
Руководитель (глава) субъекта Федерации:
- определяет вектор работы, внутреннюю структуру ЗАГС;
- может предусмотреть ситуацию, когда субъектный орган ЗАГС не сформирован, а его обязанности (по регистрации рождения, заключения, расторжения брака, установления отцовства, смерти) переданы органам местного самоуправления;
- может передать некоторые полномочия по работе с записями актов гражданского состояния в многофункциональные центры (за исключением регистрации рождения в том случае, если подобная государственная регистрация осуществляется единовременно с госрегистрацией установления отцовства).