Автоматизация таможенной деятельности с помощью электронных устройств ускорила процессы и уменьшила влияние человеческого фактора, но электронные системы по-прежнему требуют бумажного документирования, обладают внешней и внутренней уязвимостью. Поэтому целью цифровой трансформации деятельности любых федеральных органов исполнительной власти, в том числе таможенных органов, является полная автоматизация деятельности всех этих органов, т. е. переход на безбумажное делопроизводство, документооборот и архивирование.
Цифровая трансформация деятельности таможенных органов России как переход от электронной таможни к цифровой таможне, требует алгоритмизации законодательства и подзаконных актов, а также нормативно-технических документов, что позволит сделать таможенное законодательство более рациональным, понятным алгоритмам смарт-систем, еще называемым цифровыми технологиями, а также должностным лицам, декларантам и гражданам. Для этого придется создавать глоссарий, тезаурус и информационную онтологию [1] предметной области таможенного дела.
Таможенный кодекс Таможенного союза обладал многими недостатками, имеющими отношение к таможенной экспертизе, которые критиковали ученые Российской таможенной академии [2], а также предлагали научно обоснованные рекомендации в надежде, что в ТК ЕАЭС они будут устранены. К сожалению, в ТК ЕАЭС эти недостатки не только не были устранены, но и увеличилось их количество [3].
Среди проблем в таможенном законодательстве и подзаконных актах можно указать на отсутствие порядка назначения таможенных экспертиз в ЦЭКТУ и его филиалах, а также на наличие других лакун, логических противоречий и терминологических смешений правовых и исследовательских категорий.
Первой задачей цифровой трансформации является терминологическая, так как инновационные продукты в виде цифровых технологий, содержащих элементы искусственного интеллекта, не смогут функционировать без логически связанных терминов с четкими дефинициями.
К сожалению, в ТК ЕАЭС, в части, касающейся таможенной экспертизы как меры таможенного контроля, имеются существенные правовые и методологические недостатки. В частности, необходимо различать таможенно-экспертную деятельность и деятельность таможенных экспертов. В таможенно-экспертной деятельности участвуют: должностные лица таможенных органов, уполномоченные назначать таможенную экспертизу при осуществлении таможенного контроля; должностные лица таможенных органов, уполномоченные содействовать им при формулировании вопросов таможенному эксперту; а также заинтересованные лица, которые обладают полномочиями в отношении подконтрольного товара и имеют законные интересы.