По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543

Правовой институт таможенной экспертизы в условиях цифровизации

Нестеров А. В. д-р юрид. наук, профессор, Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия, E-mail: nesterav@yandex.ru

В словосочетании «цифровая трансформация» ключевым словом является «трансформация», которое подразумевает алгоритмизацию не только таможенной деятельности, но и нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области таможенного дела, и нормативно-технических документов, регламентирующих требования к продуктам этой деятельности. Алгоритмизация позволит выявить лакуны, противоречия в нормах и тавтологичные дефиниции терминов в нормативах, которые имеются в ТК ЕАЭС и ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Особенно это касается норм, регулирующих применение сложного и наукоемкого юридического инструмента специальных знаний в экспертной форме. В частности, в ФТС РФ отсутствует приказ, утверждающий таможенную процедуру (порядок) назначения таможенной экспертизы. Назначение таможенной экспертизы связано с отбором проб/образцов подконтрольных товаров, что подразумевает применение соответствующей таможенной процедуры таможенного контроля. К сожалению, в ФТС РФ до сих пор нет научного обоснования статистически значимых норм минимального количества товара по группам товаров. В цели настоящего текста входит решение задач по анализу правовых недостатков в ТК ЕАЭС для устранения лакун, логических противоречий и тавтологических определений понятий в главе ТК ЕАЭС, посвященной таможенной экспертизе, а также соотношения правовых категорий «таможенная экспертиза» и «судебная экспертиза», назначаемых в таможенном деле. На основании системного подхода в статье аргументирована необходимость исправления указанных недостатков и предложены научно обоснованные рекомендации, как исправить дефекты правового института таможенной экспертизы, регулирующей применение юридического инструмента таможенной экспертизы как меры таможенного контроля.

Литература:

1. Нестеров, А. В. Об унификации концептуальной модели метаонтологии // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. — 2019. — № 3. — С. 1–5.

2. Нестеров, А. В. Таможенная экспертиза в рамках нового проекта ТК ЕАЭС // Материалы VI Международной НПК «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях». — М.: МГЮА, 2017. — С. 316–320.

3. Нестеров, А. В. Экспертиза в таможенных целях: Учебное пособие. — Люберцы: РИО РТА, 2017. — 240 с.

4. Приказ ФТС России от 8 сентября 2020 г. № 770 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» // СПС КонсультантПлюс.

5. Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429) (ред. от 28.12.2020) // СПС КонсультантПлюс.

6. Приказ ФТС России от 15 июня 2017 г. № 982 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» // СПС КонсультантПлюс.

7. План мероприятий на период 2021–2024 годов по реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года // СПС КонсультантПлюс.

8. Упрощение процедур торговли: англо-русский глоссарий терминов (второе издание). UNITED NATIONS. NEW YORK, GENEVA. 2011. — 283 с.

9. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СПС КонсультантПлюс.

10. Приказ ФТС РФ от 5 февраля 2021 г. № 100 Об утверждении Порядка назначения таможенной экспертизы в иную экспертную организацию (иному эксперту) // СПС КонсультантПлюс.

11. Action 2 of the Customs Laboratories European Networ. — URL: https:// ec.europa.eu/taxation_customs/system/files/2018-04/action-2-inter-comparisons-and-method-validations.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

12. Julia Hecht. Understanding Customs Examinations. March 26, 2020. — URL: https://usacustomsclearance.com/process/understanding-customs-examinations/ (дата обращения: 13.11.2021).

13. Приказ ФТС России от 1 сентября 2014 г. № 1679 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения исследований объектов и (или) документов при осуществлении таможенного контроля» // СПС КонсультантПлюс.

14. Письмо ФТС РФ от 18.04.2006 № 01-06/13167 (ред. от 14.04.2009) «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами — региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами») // СПС КонсультантПлюс.

15. Приказ ФТС России от 07.05.2021 № 384 «Об утверждении Порядка отбора проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы» (зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2021 № 64776) // СПС КонсультантПлюс.

16. Отбор выборок и взятие проб (образцов) товаров в таможенных целях. Методики отбора выборок и взятие проб (образцов) товаров 18-й, 20-й, 21-й, 22-й, 24-й групп ТН ВЭД в таможенных целях: отчет о НИР за 2-й этап / Науч. рук. А. В. Нестеров; исполн.: Е. И. Андреева, П. П. Веселова, Е. В. Красильникова и др. // ФТС России, РТА. — Люберцы, 2011. — 124 с.

17. Girgenti, Paolo. Examination of goods in the EU Customs legislation, sampling and… time travel in customs control EU. Customs Post-Master, 2015. — 26 c.

1. Nesterov, A. V. On the unification of the conceptual model of meta-ontology. Scientific and technical information. Series 1: Organization and methodology of information work. 2019, no, рр. 1–5.

2. Nesterov, A. V. Customs examination in the framework of the new project of the Customs Code of the EAEU. Materials of the VI international scientific and industrial complex "Theory and practice of forensic examination in modern conditions". M.: MGYuA. 2017, рр. 316–320.

3. Nesterov, A. V. Expertise for customs purposes. Tutorial. Lyubertsy: RIO RTA. 2017, 240 p.

4. Order of the FCS of Russia dated September 8, 2020 N 770 "On approval of the Regulation on the Central Expert and Forensic Customs Directorate". SPS ConsultantPlus.

5. Regulations on the Federal Customs Service (approved by the RF Government Decree of August 21, 2004 N 429) (as revised on 28.12.2020). SPS ConsultantPlus.

6. Order of the Federal Customs Service of Russia dated June 15, 2017 N 982 "On approval of the Regulation on the Central Expert and Forensic Customs Directorate". SPS ConsultantPlus.

7. Action plan for the period 2021 — 2024 to implement the development strategy of the customs service of the Russian Federation until 2030. SPS ConsultantPlus.

8. Trade Facilitation: An English-Russian Glossary of Terms (Second Edition). UNITED NATIONS. NEW YORK, GENEVA. 2011. 283 p.

9. Federal Law of 03.08.2018 N 289-FZ (as revised on 02.07.2021) "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force from 22.08.2021). SPS ConsultantPlus.

10. Order of the Federal Customs Service of the Russian Federation of February 5, 2021 N 100 "On approval of the Procedure for assigning a customs examination to another expert organization (another expert)". SPS ConsultantPlus.

11. Action 2 of the Customs Laboratories European Networ. Available at: https:// ec.europa.eu/taxation_customs/system/files/2018-04/action-2-inter-comparisons-and-method-validations.pdf (accessed: 13.11.2021).

12. Julia Hecht. Understanding Customs Examinations. March 26, 2020. Available at: https://usacustomsclearance.com/process/understanding-customs-examinations/ (accessed: 13.11.2021).

13. Order of the Federal Customs Service of Russia dated September 1, 2014 N 1679 "On approval of the Instruction on the procedure for conducting research of objects and (or) documents during customs control". SPS ConsultantPlus.

14. Letter of the Federal Customs Service of the Russian Federation of April 18, 2006 N 01-06 / 13167 (revised on April 14, 2009) "On Methodological Recommendations" (together with "Methodological Recommendations on the appointment of expert examinations by customs officials and the conduct of examinations by the Central Expert and Forensic Customs Directorate and forensic services — regional branches of CECTU, other expert organizations and experts"). SPS ConsultantPlus.

15. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 07.05.2021 N 384 "On approval of the Procedure for sampling and (or) samples of goods for customs examination" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 27.08.2021 N 64776). SPS ConsultantPlus.

16. Sampling and taking samples (samples) of goods for customs purposes. Sampling techniques and sampling (samples) of goods of 18, 20, 21, 22, 24 groups of TN VED for customs purposes: research report for the 2nd stage / scientific. hands. A. V. Nesterov; performed by: E. I. Andreeva, P. P. Veselova, E. V. Krasilnikova and others; FCS of Russia, RTA. Lyubertsy. 2011, 124 p.

17. Girgenti, Paolo. Examination of goods in the EU Customs legislation, sampling and… time travel in customs control EU. Customs Post-Master. 2015, 26 p.

Автоматизация таможенной деятельности с помощью электронных устройств ускорила процессы и уменьшила влияние человеческого фактора, но электронные системы по-прежнему требуют бумажного документирования, обладают внешней и внутренней уязвимостью. Поэтому целью цифровой трансформации деятельности любых федеральных органов исполнительной власти, в том числе таможенных органов, является полная автоматизация деятельности всех этих органов, т. е. переход на безбумажное делопроизводство, документооборот и архивирование.

Цифровая трансформация деятельности таможенных органов России как переход от электронной таможни к цифровой таможне, требует алгоритмизации законодательства и подзаконных актов, а также нормативно-технических документов, что позволит сделать таможенное законодательство более рациональным, понятным алгоритмам смарт-систем, еще называемым цифровыми технологиями, а также должностным лицам, декларантам и гражданам. Для этого придется создавать глоссарий, тезаурус и информационную онтологию [1] предметной области таможенного дела.

Таможенный кодекс Таможенного союза обладал многими недостатками, имеющими отношение к таможенной экспертизе, которые критиковали ученые Российской таможенной академии [2], а также предлагали научно обоснованные рекомендации в надежде, что в ТК ЕАЭС они будут устранены. К сожалению, в ТК ЕАЭС эти недостатки не только не были устранены, но и увеличилось их количество [3].

Среди проблем в таможенном законодательстве и подзаконных актах можно указать на отсутствие порядка назначения таможенных экспертиз в ЦЭКТУ и его филиалах, а также на наличие других лакун, логических противоречий и терминологических смешений правовых и исследовательских категорий.

Первой задачей цифровой трансформации является терминологическая, так как инновационные продукты в виде цифровых технологий, содержащих элементы искусственного интеллекта, не смогут функционировать без логически связанных терминов с четкими дефинициями.

К сожалению, в ТК ЕАЭС, в части, касающейся таможенной экспертизы как меры таможенного контроля, имеются существенные правовые и методологические недостатки. В частности, необходимо различать таможенно-экспертную деятельность и деятельность таможенных экспертов. В таможенно-экспертной деятельности участвуют: должностные лица таможенных органов, уполномоченные назначать таможенную экспертизу при осуществлении таможенного контроля; должностные лица таможенных органов, уполномоченные содействовать им при формулировании вопросов таможенному эксперту; а также заинтересованные лица, которые обладают полномочиями в отношении подконтрольного товара и имеют законные интересы.

Для Цитирования:
Нестеров А. В., Правовой институт таможенной экспертизы в условиях цифровизации. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: