По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 504, 349.6

Правовой дуализм обращения с медицинскими отходами класса «А» на промышленных предприятиях: законодательные коллизии и практические риски в свете изменений 2025 года

Соколова Л. А. заместитель генерального директора по правовым вопросам, ГК «Ситиматик», г. Москва, E-mail: l.sokolova@citymatic.ru
Колотухина Ю. Ю. руководитель отдела сопровождения деятельности регионального оператора, АО «Ситиматик», г. Москва, E-mail: j.kolotuhina@citymatic.ru
Иванова В. В. директор по связям с общественностью и СМИ, ГК «Ситиматик», г. Москва, E-mail: v.ivanova@citymatic.ru

Статья исследует проблему дуализма правового регулирования медицинских отходов класса «А», образующихся в медпунктах, здравпунктах и центрах здоровья промышленных предприятий, в контексте вступивших 01.07.2025 поправок в Федеральный закон от 24.06.1998 №89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления». На основе анализа данных Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) доказывается доминирующая доля отходов класса «А» в общем объеме медицинских отходов (80%). Детально разбираются правовые коллизии: противоречия между требованиями ФЗ №89‑ФЗ к паспортизации отходов и исключением медицинских отходов из порядка паспортизации, необходимость подтверждения V класса опасности, двойной учет. Особое внимание уделяется обязательствам промышленных отходообразователей, механизмам перехода на договоры с региональными операторами, рискам административной ответственности. Предложены меры по гармонизации законодательства для обеспечения санитарной и экологической безопасности на производственных объектах.

Литература:

1. Федеральный закон от 24.06.1998 №89‑ФЗ (ред. от 08.08.2024 ФЗ №306‑ФЗ) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — №26. — Ст. 3009.

2. Письмо Минприроды России от 14.05.2025 №25–47/19851 «О рассмотрении обращения» (о распространении требований ФЗ №89‑ФЗ на отходы класса «А»).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195‑ФЗ (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — №1 (ч. 1). — Ст. 1. — Ст. 8.2.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 №323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — №48. — Ст. 6724. — Ст. 49.

5. СанПиН 2.1.3684–21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3) // Официальный интернет-портал правовой информации. — http://www.pravo.gov.ru/. — 2021.

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 №627 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2005 №7115) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — №46. — 14.11.2005.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 №44‑ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — №14. — Ст. 1652.

8. Анализ данных Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) // Официальный сайт ЕИС «Закупки» (zakupki.gov.ru). — Данные актуальны на 02.08.2025 г.

9. Федеральный закон от 08.08.2024 №306‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”» // Официальный интернет-портал правовой информации. — http://www.pravo.gov.ru/. — 2025.

10. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (ред. от 18.03.2021 №414) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» // Собрание законодательства РФ. — 2016. — №47. — Ст. 6602.

11. Письмо Минприроды России от 09.06.2025 №25–47/24024 «О рассмотрении обращения» (о паспортизации отходов класса «А» и подтверждении класса опасности).

12. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 №1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I–IV классов опасности» (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 №61899) // Официальный интернет-портал правовой информации. — http://www.pravo.gov.ru/. — 2020. — П. 2.

13. Приказ Росстата от 30.12.2022 № 993 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 2‑Медотходы «Сведения об обращении с медицинскими отходами» и указаний по ее заполнению» // Официальный интернет-портал правовой информации. — http://www.pravo.gov.ru/. — 2023.

14. Приказ Росстата от 09.10.2020 №627 (ред. от 13.11.2020) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения №2‑ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» и указаний по ее заполнению» // Официальный интернет-портал правовой информации. — http://www.pravo.gov.ru/. — 2020.

15. Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — №3. — 2024.

Дата поступления материала: 04.08.2025

Дуализм правового регулирования — явление, при котором одни и те же правоотношения регламентируются противоречащими друг другу нормами, — особенно остро проявляется в сфере обращения с медицинскими отходами класса «А» после вступления 01.07.2025 г. изменений в Федеральный закон №89‑ФЗ [1]. Указанные изменения приравнивают эпидемиологически безопасные медицинские отходы класса «А» к твердым коммунальным отходам (ТКО) с момента их передачи региональному оператору. Однако данный отход сохраняет статус медицинского до момента передачи, что создает правовой конфликт [2]. Для промышленных предприятий, где функционируют медпункты, здравпункты, центры здоровья и профилактории, эта неопределенность порождает значительные риски: от штрафов по ст. 8.2 КоАП РФ [3] до приостановки деятельности.

Дуализм правового регулирования — явление, при котором одни и те же правоотношения регламентируются противоречащими друг другу нормами, — особенно остро проявляется в сфере обращения с медицинскими отходами класса «А» после вступления 01.07.2025 г. изменений в Федеральный закон №89‑ФЗ.

Правовая природа и классификация

Согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 №323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4], медицинские отходы — это материалы, образующиеся в процессе медицинской и фармацевтической деятельности, производства лекарственных средств и медицинских изделий, работы с возбудителями инфекционных заболеваний, производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов.

Эпидемиологически безопасные медицинские отходы класса «А» приравниваются к твердым коммунальным отходам с момента их передачи лицу, осуществляющему деятельность по обращению с отходами производства и потребления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Класс «А» (эпидемиологически безопасные отходы), согласно п. 2 ст. 49 Закона № 323‑ФЗ [4] и п. 257 СанПиНа 2.1.3684–21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» [5], включает отходы, приближенные по составу к твердым коммунальным отходам, не имевшие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, к которым относятся: использованные предметы личной гигиены, упаковка материалов, канцелярские принадлежности, бумага, остатки пищи из организаций медицинского профиля при отсутствии инфекций.

Для Цитирования:
Соколова Л. А., Колотухина Ю. Ю., Иванова В. В., Правовой дуализм обращения с медицинскими отходами класса «А» на промышленных предприятиях: законодательные коллизии и практические риски в свете изменений 2025 года. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: