Р азвитие человека как члена общества начинается с момента рождения и длится всю его жизнь. Но именно в подростковом возрасте Р азвитие человека как члена общества начинается с момента рождения и длится всю его жизнь. Но именно в подростковом возрасте происходят усвоение личностью социальных ценностей, в том числе правовых, превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Как писал еще в начале прошлого века известный правовед А.С. Алексеев, «для того чтобы жить в праве, необходимо прежде всего, чтобы это право жило в нас» [1, c. 4].
Задача правового развития личности, строящей свою жизнь в согласии с нормами права, — одна из главных в утверждении законности и подлинного правопорядка в обществе. Вместе с тем для правомерного поведения личности необходимы и правильное понимание юридически значимых ситуаций жизни, принятие правомерных решений, правильное построение правоотношений [3]. Обеспечивается это наличием у личности достаточной правовой компетентности, правовой культуры, компонентами которой являются:
- правовая осведомленность, то есть достаточный объем правовых знаний, необходимый для безукоризненной правовой регуляции своих поступков, отношений, принятия повседневно-бытовых и профессиональных решений;
- правовые умения и навыки — умение осуществлять правовую регуляцию своего поведения в различных жизненных ситуациях, на улицах,
дорогах, в общественных местах, семье, при посещении государственных учреждений; умение решать правовые проблемы — обращаться в
юридические консультации и органы, оформлять юридически значимые
документы, знать, каким образом действовать в случае совершения правонарушения, обнаружения фактов или вещей, которые могут иметь юридическое значение, и т.п.;
- подготовленность, снижающая личную виктимность: знания, повышающие личную осторожность, осмотрительность; привычки поведения,
снижающие риск стать жертвой; развитая разумная осторожность, бдительность, наблюдательность, собранность, самообладание, находчивость.
Для формирования правовой культуры необходимо осуществлять деятельность по правовому воспитанию. Правовое воспитание — это постоянное, систематическое воздействие на индивида и общество с целью формирования у них правовой культуры [7, c. 152–169]. Цель правового воспитания конкретизируется через его отдельные задачи: 1) усвоение индивидами правовых знаний, то есть знаний законодательства, знаний своих прав и обязанностей; 2) повышение авторитетности права в сознании индивидов; 3) формирование четкой ориентации на правомерное поведение.